Фабриано - часть 3. О красотах железной дороги и собора

Aug 05, 2024 08:00

В Фабриано я был прошлым летом: отличная пинакотека и наглухо закрытые церкви в историческом центре (Сан-Николо - не в счет, она уже в предместье). Но нет, не удалось городу Фабриано так просто от меня отделаться! Сама погода вмешалась и указала заблудшему граду, что не должно так поступать с человеком, четыре месяца терпеливо ждавшим итальянской визы. Четверг 30 мая отличился резкой переменой погоды: с утра было жарко и ясно, а к обеду облачка с гор (обычное явление, они всегда после полудня с гор к морю сползали) сложились в тучки, этот ваш интернет вообще дождик пообещал, так что я оперативно прибежал с пляжа в номер, из номера на станцию, и вот уже я сидел в поезде, мчащемся в Фабриано.

О своих впечатлениях от этой железной дороги я уже писал здесь. Примерно до Мачераты поезд идет среди обработанных полей и зеленых холмов, вершины которых заняты городками и селениями. Железную дорогу было решено по каким-то причинам ввести в центр Мачераты, поэтому здесь поезд резко взмывает в гору, чтобы потом столь же резко с нее спуститься (не пропустите городское кладбище сразу после платформы Мачерата Университа, по борту справа: таких колумбариев-небоскребов я еще нигде не видал). Изменения начинаются перед Толентино: холмы подрастают в высоту, а речки приходится переезжать по высоким виадукам. Между Толентино и Сан-Северино уже нужно прибегать к туннелям.

Но самая зрелищная часть пути - между Сан-Северино и Кастельраймондо, на этом перегоне поезд пересекает Апеннинский хребет: зеленые холмы превращаются в горы, заросшие ельником; железка вкупе с шоссе идут по дну глубокого ущелья; слева по ходу поезда будут еще две сторожевые башни на вершинах гор. Станция Кастельраймондо со своей башней прямо у вокзала - это ворота старинного города Камерино, до которого раньше существовала железнодорожная линия, а сейчас ездят автобусы Contram (расписание - здесь). Камерино - бывшая герцогская столица и старинный университетский город, так что он обязателен к посещению, но...после того, как там закончат с ремонтами, город очень пострадал от землетрясения 2016 года.

Псоле Кастельраймондо железка, доселе следовавшая с востока на запад, резко поворачивает на север и начинает плавный спуск к Фабриано. По пути будут два города Мателика и Черрето-д'Эзи, мне они в первом приближении показались не интересными с архитектурной точки зрения, но вот любителям живописных борго наверняка понравятся: по крайней мере из поезда они выглядели прекрасно. На станции Альбачина поезд выезжает на магистральную электрифицированную линию Рим - Фальконара, еще пара туннелей - и мы на вокзале Фабриано. Где и случился нежданный казус: наш поезд загнали на первый путь, т.е. прямо к вокзалу, но путь туда был только через полицейский патруль, проверявший у всех пассажиров документы. Почему вдруг такое повышенное внимание было к местному поезду, на котором кроме туземцев никто и не следовал (я не в счет - все чаще успешно мимикрирую под своего), я не понимаю. М.б., это было связано с тем, что прямые поезда на Рим в то время не ходили (в Умбрии был ремонт путей), и полицейским, лишенным возможности ловить мигрантов на дальних поездах, надо было хоть чем-то себя занять. Вся проверка заключалась в фотографировании паспорта...Причем на обратном пути на меня, слонявшегося по платформе в ожидании поезда на Чивитанову, те же полицейские вообще не обращали внимания...

На 30 мая выпал в этом году праздник Corpus Domini (Тела Господня), установленный на второй четверг после Пятидесятницы. Чаще всего этот праздник переносится на следующее воскресенье, и во всех посещенных мной городах в этом году объявления извещали об этом переносе. Но не в Фабриано. В связи с праздником все мессы в городских церквах были отменены, а назначена одна на 21-00 - в уже известной нам церкви Сан-Николо, откуда процессия со св. Дарами должна была последовать в собор (там будто бы и недалеко, но в горку, уж и не знаю, как этот подъем фабрианские старушки осилят). Как понимаете, мои шансы посетить собор устремились к нулю, но случилось чудо: в городе орудовала банда находилась итальянская пенсионерская автобусная экскурсия, и для нее собор открыли. Ну вы знаете мои принципы: если что-то в Италии открыто, пусть даже и для других, то мне туда тоже можно и даже нужно. Служки, правда, меня быстро вычислили, но отнеслись ко мне любезно. Как вы сейчас поймете, самые интересные места собора посещать большой группой невозможно, поэтому везде приходилось ждать ухода экскурсантов. В результате все ушли, а я остался. За мной двери собора заперлись вновь - до прихода процессии со св. Дарами.

Собор св. Венанция впервые упоминается в 1047 году, а в 1606-1607 годах был капитально перестроен. Последняя перестройка сделала собор, на первый взгляд, совсем скучным.


Я даже общий вид интерьера удалил - скучное до зевоты провинциальное барокко. Но перестройщики сработали на "отвали" и вписали новую прямоугольную апсиду в старую полукруглую.




И именно в пустотах, оставшихся между прямоугольной новой и полукруглой старой апсидами, скрывается самое интересное.

Туда честно ведут указатели, но без служек я бы, наверно, не решился на такое святотатство: войти в пресвитерий и зайти за алтарь. Малоприметная дверца на хорах справа ведет в капеллу св. Лаврентия с фресками местной звезды Аллегретто Нуци (его картинами мы любовались в прошлом году в пинакотеке). В этой капелле очень тесно: два-три человека от силы там умещаются, а для качественного осмотра верхнего ряда фресок предлагается влезть по деревянной ветхой лестнице. Понятно, что в таком тесном пространстве трудно хорошо сфотографировать крупные фрески, так что за ракурсы простите великодушно. Хоть свет включается автоматически, и неплохой свет)))





























Наверно, стоило бы разместить фрески в хронологическом порядке, но думаю и в таком виде понятно, что св Лаврентий посещает христианских узников в темнице, предстает на суде перед императором (не только за сочувствие узникам, но и отказ выдать гонителям церковную кассу), подвергается пыткам и в конце концов зажаривается на решетке. Известная же тема))

За второй группой фресок нужно последовать в дверь с надписанием  "ризница" слева от алтаря. Там дальше если ошибетесь поворотом, попадете в епископскую канцелярию (там меня приветствовали два афроитальянца), ну а если пойдете правильно, то попадете в капеллу св. Креста, состоящую из двух комнаток. В первой будут фрески Джованни ди Каррадуччо (достойно и праведно, должно и спасительно начинать знакомство с Фабриано с местной пинакотеки - теперь мы этого ди Каррадуччо знаем и помним)





(здесь св Елена молится перед свеженайденным Крестом)

Там же будет Мастер Сан-Верекондо (еще один человек из пинакотеки)


Слева св. Франциск, а справа апокрифическая история с попыткой сварить Иоанна Богослова в котле с кипящим маслом - дело было у Латинских ворот Рима

А во второй, меньшей и еще более неправильной формы, комнатке нас ждут фрески Аллегретто Нуци









После такого пира духа я поудалял все фотографии капелл в новой части собора - нечего там смотреть))) Кроме, пожалуй, ранней картины Сальваторе Роза (он в юности тоже баловался религиозной тематикой)


Блаженный Иероним, понятное дело.

Воздадим хвалу терпению и вежливости соборных служек, ждавших меня, пока я удовлетворю свою тягу к прекрасному, а затем захлопнувших соборные врата! Тяжко пришлось им, беднягам)))

Мои три часа в Фабриано собором не ограничились, а потому продолжение следует.

Фабриано, Марке

Previous post Next post
Up