Итак мы начинаем изучение очень необычного, даже среди ренессансных церквей, кафедрального собора Римини.
Известно, что на этом месте уже в IX веке находилась маленькая церковь Санта-Мария-ин-Тривио. В 1257 году на ее месте началось строительство готической церкви Сан-Франческо (францисканцев, разумеется), в 1312 году в ней начали хоронить членов местной правящей династии Малатеста. Коренной поворот в истории храма случился в 1447 году, когда Сиджизмондо Пандольфо Малатеста решил пристроить к церкви капеллу в честь своего покровителя -
святого Сигизмунда (вы только почитайте, каких святых мы, простите за каламбур, почитаем) для своего дальнейшего в ней погребения. Ренессансная капелла, построенная по проекту Маттео де Пасти, так понравилась заказчику, что было решено соорудить новые капеллы по всему периметру церкви Сан-Франческо. За работу взялся уже не раз упоминавшийся в этом блоге титан Возрождения Леон Баттиста Альберти, который предложил революционный вариант. По проекту Альберти существующая церковь, обложенная новыми капеллами, должна была превращена в вестибюль для большой ротонды, накрытой куполом наподобие Пантеона.
Проект Альберти не был реализован, так как успехи в политических и военных делах Сиджизмондо Малатеста сменились неудачами. Папа Пий II отлучил Малатеста от Церкви в 1460м и объявил против него крестовый поход, который возглавил наш старый знакомый Федерико III Монтефельтро, герцог Урбинский. В 1463 году разгромленный Малатеста был вынужден отказаться от всех своих владений, кроме собственно Римини. К этому моменту Альберти построил только три капеллы и начал (но не завершил) западный и южный фасады, и на этом этапе работы были прерваны. Сын и внук Сиджизмондо уже не были заинтересованы в строительстве грандиозной родовой усыпальницы, и за достройку храма были вынуждены взяться францисканцы. По экономическим соображениям работы ограничились лишь достройкой недостающих капелл, фасады так и не были завершены, а за сооружение ротонды даже не взялись. В таком неоконченном виде строительство было окончательно прервано в 1503 году.
Вот теперь, вооружившись этими знаниями, пойдем смотреть на Темпио.
Съемки производились мой самый первый риминийский день - воскресенье 4 июня. Утром светило солнце, я купался и загорал, мечтая о безоблачном жарком отпуске...Но в районе полудня все затянуло тучами, и начался дождик...Что поделаешь, я дошел до троллейбуса Метромаре и поехал в Римини. Я был не единственным хитрецом, как видите. Но пока я сражался с фотоаппаратом и зонтиком, работники храма вытолкали из церкви группу детей и закрылись...на целый час раньше официального часа закрытия. Так что в тот вечер я ограничился изучением фасада.
Мраморные плиты для облицовки храма брали из античных развалин Равенны и Фано, снимали с церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе - в общем, откуда попало, и где плохо лежало.
Боковой фасад церкви удивителен: это череда арок с саркофагами.
В них лежат разные деятели малатестианского двора, которые вряд ли кому-то известны, кроме специалистов. Кроме одного саркофага, в котором неожиданно (для неподготовленного зрителя, разумеется) похоронен известный греческий философ-неоплатоник
Плифон. Без упоминания о Плифоне нет, наверно, ни одной книги об истории Византии, так как он своими трудами начисто разрушает традиционное представление о Восточной империи как о пораженном неизлечимым ПГМом обществе. Плифон, как следует их его поздних сочинений, полностью разошелся с традиционным христианством (что не мешало ему принять участие в Флорентийском соборе со стороны Византии); его книги сжигал лично Георгий Схоларий, первый подтурецкий патриарх КПоля; религиозные взгляды Плифона можно скорее считать облагороженным философией неоязычеством. Все это не помешало (м.б., наоборот навело на мысль) Сиджизмондо Малатеста вывезти останки Плифона из Мистры и поместить их в своем храме в Римини.
Саркофаг поэта Базини
Саркофаг юриста Джусто ди Конти
А вот и саркофаг Плифона
Саркофаг Роберто Вальтурио
Кроме саркофагов, мраморные фасады Темпио Малатестиано примечательны идущими по нижнему ярусу стен рельефами. Вы, кстати, заметили, что фасады чуть более, чем полностью, лишены христианской символики? Вот поглядите еще на рельефы:
Переплетенный S и I - это инициалы Сиджизмондо Пандольфо Малатеста и его возлюбленной Изотты
Великим мира сего нравятся большие опасные звери - львы там, тигры, драконы...А вот Сиджизмондо уважал слонов.
Любители истории в кратких тезисах! Все, что вам нужно знать о Темпио, - это то, что за этот Храм папа Пий II (гуманист, кстати) отлучил Малатеста от Церкви. Построил, понимаешь ли, языческое капище, полное идолов, для захоронения там себя и своей шлюхи - это я вам мысли папы пересказываю.
Конечно, папа Пий II в пылу полемики слегка утрировал факты. Но не слишком сильно. Христианскую символику внутри Храма нужно еще поискать. А вот голожопых (и не только) пупсов там очень много, и это навряд ли ангелы. Впрочем, на контрфасаде вроде бы святые помещены...
А в капелле св. Сигизмунда действительно есть изваяние св Сигизмунда (работы Агостино ди Дуччо)
А еще во Храме есть фреска Пьеро делла Франческа, на которой перед этим св. Сигизмундом преклоняет колена сам Сиджизмондо Пандольфо Малатеста
А вот боковые капеллы наводят на мысль, что папа Пий II не ошибся))) И чтобы знать врага в лицо, мы эти капеллы и будем рассматривать в течение двух последующих постов.