С этого момента мы с вами перемещаемся в провинцию Пезаро-э-Урбино. Это - гораздо более известная местность, благодаря многочисленным морским курортам. Собственно всё побережье от Римини (который находится в соседней области Эмилия-Романья) и на юг - это практически непрерывная череда песчаных пляжей, как совмещенных с историческими городами (Римини, Пезаро, Фано), так и просто курортных городков (Риччоне, Мизано Адриатико, Габбиче Маре и т.д.). А поскольку все они соединены железной и автомобильной дорогами, перемещаться здесь легко и просто. Второй административный центр провинции и местная историческая столица Урбино находится не на побережье, железная дорога туда закрыта в 1987 году, но город соединен частыми регулярными автобусными рейсами с Пезаро и Фано (расписание смотри
здесь), так что добраться туда с курортов не представляет никаких проблем. Урбино - это не застывшее в средневековье захолустье и не туристический аттракцион, а живой город, полный молодёжи (здесь находится большой университет), так что в автобусе скучно не будет)))
Автобусы прибывают на автостанцию Порта-Санта-Лючия, совмещённую с многоуровневым коммерческим центром. После выхода из автобуса не зевайте, а следуйте за потоком попутчиков, и они приведут вас к лифту, поднимающему (вроде бы) на пять этажей, затем нужно, опять-таки следуя за означенным потоком, пройти сквозь торговый центр до следующего лифта, на котором можно подняться еще (вроде бы) на пару этажей, и вы окажетесь у ворот св Луции - входа в исторический центр. В центре полно указателей на основные достопримечательности, так что беспокоиться о карте заранее необязательно.
Для затравки я начну рассказ с оратория святого Иоанна Крестителя с фресками XV века. Соответствующее братство, изначально созданное для ухода за пациентами госпиталя, известно с 1365 года, здание оратория было завершено в 1393 году, а стены часовни были расписаны в 1416 году братьями
Лоренцо и Якопо Салимбени (родом из маркезианского же города Сан-Северино, обязательного к посещению, но, увы, не посещенного мной в октябре 2020 года по причинам, некоторым образом связанными с трусами и паникерами). Братство существует и по сию пору, в свой ораторий они пускают за малую мзду 5 евро (в эту цену входит посещение еще одного оратория - Сан-Джузеппе), фотографировать не мешают - отличные ребята!
Фасад оратория - неоготический, начало XX века, а вот внутри...
Восточную стену капеллы занимает грандиозная фреска братьев Салимбени со сценой Распятия.
Здесь столько действующих лиц и драматических подсцен, что имеет смысл изучать ее по частям.
Пеликан, который по легенде кормит собственной кровью своих птецов, считался символом Божественной любви.
Ангелы, окружающие Распятого, собирают в чаши Его кровь. Напомню, что в Мантуе, как утверждается, находится
сосуд с Его кровью, так что сцена со сбором Крови в сосуды довольно часто изображается в Италии.
Душу благоразумного разбойника уносит ангел...
а душу второго нераскаянного разбойника ожидает иная участь.
Множество римских воинов. Похоже, живописцы, зная о сотнике Лонгине, решили, что вся его сотня присутствовала на казни
Пронзительная сцена скорби: у Марии Магдалины и Иоанна настоящая истерика, а вот БМ потеряла сознание, и ее пытаются привести в чувство подруги
Здесь, кроме воинов, уместились с книжники с фарисеями. Виден и Лонгин, от него ко кресту летит фраза "Истинно сей был Сын Божий".
Напомню, что все фотографии лежат на фликре, так что их можно увеличить, там много забавных персонажей, оживляющих трагическую сцену.
Правую стену капеллы занимают фрески братьев Салимбени, посвященные истории Иоанна Крестителя. Обратите внимание, что головы условно ветхозаветных героев - Захарии и Елизаветы - украшают необычные квадратные нимбы, а вот у Марии и Иоанна Крестителя нимбы уже традиционной круглой формы.
Гавриил является Захарии во Храме (при свидетелях - художественная вольность авторов). Онемевший по результатам беседы с ангелом Захария пишет имя будущего сына - Иоанн.
Встреча Марии и Елизаветы, затем обе приветствуют Захарию
Рождество Иоанна Крестителя, маленького Иоанна принимает на руки будущая Богородица, Захария вновь пишет имя новорожденного.
Очень милая вольность авторов - сцена прощания Марии с Захарией и Елизаветой.
Святое Семейство по пути в Египет встречается с маленьким Иоанном
Иоанн проповедует покаяние...
...и крестит в Иордане. В обеих сценах опять-таки масса второстепенных персонажей, так что можно их поразглядывать, увеличив картинку во фликре.
Крещение Христа (тут в Иордане масса живности, а Иоанн Креститель, предвидя особенности средневекового крещения обливанием, использует ракушку)
Иоанн обличает Ирода за противозаконный союз с Иродиадой. На этом фрески на правой стене заканчиваются. Изображения на задней стене практически неразличимы, так что мы сразу же переходим на стену левую. Здесь фрески принадлежат не братьям Салимбени, а их последователям.
Сцены погребения обезглавленного тела Иоанна Крестителя выполнены Антонио Альберти ди Феррара
Неизвестные маркезианские мастера XV века
Такой вот неожиданный уголок т.н. "интернациональной готики" XV века скрывается на окраине Урбино.