Последний рассказ о монастыре Морача будет посвящен кафоликону, т.е. главной монастырской церкви, освященной в честь Успения БМ. Церковь была построена в XIII веке, к этому же времени относятся сохранившиеся частично росписи. В 1505 году обитель была разорена турками, с Успенской церкви сняли крышу; в 1574 году началось восстановление монастыря и церкви князем Вукичем Вучетичем. В 1712-1742 годах и 1830-1864 годах Успенская церковь реставрировалась.
Выглядит это так:
Можно еще несколько видов церкви показать, но прежде прошу позволения представить вам новый для читателей архитектурный стиль - рашскую школу. Название отражает место нахождения большинства памятников этого стиля - Рашка, княжество, из которого выросла средневековая Серсбкая держава Неманичей. Город Рашка существует по сию пору в юго-западной Сербии, ближе к границе отделившегося Косова; название его, конечно, служит темой бесконечного восторга наших туристов, которые то едут в Рашку, то, наоборот, из нее убегают. Памятники рашской школы являют собой комбинацию западно-христианского романского стиля и восточно-христианской византийской архитектуры (если вы помните на Сицилии существовал арабо-норманнский стиль, который получился путем прорастания друг в друга романской, византийской и арабской архитектурных традиций). Вот теперь, узнав про рашскую школу, можете любоваться Успенской церковью Морачи со всех сторон.
(обратите внимание на маленькую пристройку к левому ближнему углу церкви - это парекклесион, т.е. погребальная часовня св. Стефана; ниже объясню причину этого внимания)
Нагляделись? Вот как определяет эту церковь наша ПЭ: "Здание Успенского собора... принадлежит рашской архитектурной школе; является однонефной базиликой с куполом и пространным нартексом, примыкающим к нему с западной стороны. С восточной стороны алтарная часть имеет завершение в виде апсиды циркульной формы снаружи и внутри. Справа и слева к центральной части алтаря примыкают квадратные пространства жертвенника и диаконника. К северной стороне нартекса пристроена маленькая капелла (парекклисион) во имя первомч. архидиак. Стефана. Собор сложен из небольших камней туфа и оштукатурен; порталы, бифории и монофории выполнены из серого местного мрамора".
Как приятно, когда профессионалы говорят вместо тебя! Вообще я заметил, что ЖЖшные блоги, созданные методом копипасты, почему-то имеют запредельные рейтинги, а вот мой убогенький, весь написанный и заснятый собственными ручонками, уверенно скатился уже в третью тысячу. М.б., бросить это гиблое дело?
Ну а пока автор размышляет, его ручки продолжают набивать никем не читаемые тексты. Поглядим на западный портал:
О-о-о, вот и до боли знакомая романика:
Наружные росписи - не старше XVI века, но очень даже достойные.
Св. Дмитрий Солунский (ни за что бы сам не догадался; непривычно его на коне видеть). А какая у него лошадь!
Мне кажется, что это лестница Иакова; видите лежащего в левом нижнем углу человека?
Моисей перед Неопалимой купиной
Христос с ангельскими крылышками; называется такой иконографический тип - "Великого совета ангел"
Опять-таки мои догадки. Мне кажется, что нам показывают восхождение праведников на небо по лестнице, ангелы им помогают, а демоны препятствуют
Ну и традиционный Георгий со змеем.
Если бы мы с вами находились в стране Трусов и паникеров, автор бы сейчас произнес привычную фразу: "Ну а теперь зайдем внутрь", после чего еще пару недель показывал бы вам интерьер. Но мы с вами в стране Героев и храбрецов, и тут съемка внутри исторических церквей слегка э-э-э затруднительна. Когда в церкви находились паломники (автобусы подходили один за другим), здесь всегда находился наш старый знакомый иеромонах. А в свечной лавке дежурили две тетеньки, одна постоянно сидела там, другая перемещалась в пространстве. В тот редкий момент, когда паломников в церкви не было, и я был внутри один, свечница № 1 с интервалом раз в минуту заходила и проверяла, не фотографирую ли я. Единственное место, где в принципе можно было поснимать, - это маленькая часовня св Стефана, находившаяся за спиной свечниц. Хоть в часовне и находится склад икон, но туда тетеньки ни разу не наведались; виноват, надо было действовать решительнее.
План на будущее для тех, кто сюда доберется. Необходима сплоченная группа в три человека, двое из которых будут отвелекать свечниц, а третий в это время будет фотографировать. Сработает эта схема только в отношении наоса и придела св Стефана, из притвора (нартекса) вытащить свечниц на улицу навряд ли удастся.
Что же мы можем увидеть в Успенской церкви? Увы, фрески XIII века с жизнью пророка Илии, о которых пишется во всех статьях, недоступны: они находятся в диаконнике, слева от алтаря, и вход туда закрыт. В наосе фрески "всего лишь" XVI-XVII века, но они очнеь качественные! В правом трансепте находится Страстной цикл (точно помню Омовение ног и Тайную вечерю), продолжающий в левом трансепте тремя фресками о трех отречениях апостола Петра с умилительнейшими бытовыми подробностями. Вся левая стена притвора занята древом Иессеевым, причем там не просто одни предки Христа из других произрастают, но и включено много сцен из 2 книги Царств (несколько эпизодов из жизни Давида) и Евангелия. Художник, правда, явно был плохо знаком с первоисточником, потому что он всем царям Иудейским нарисовал нимбы (четко помню Ахаза с нимбом), а Давида выбирает из всех сынов Иессеевых и помазывает на царство почему-то Нафан, а не Самуил. Правая стена притвора мне в момент посещения покаалась расписана однообразными бессюжетными фресками "Христос на престоле и множество святых вокруг"; после изучения (теоретического) фресок в сербском Ариле я понимаю, что в Мораче, как и в Ариле, написаны иконы Вселенских соборов. Есть там и грандиозный Страшный суд, но меня терзают по прошествии времени сомнения, изображен ли он на входной стене притвора или же наоса. Все-таки без фотографирования плохо укладывается в голове иллюстративный материал.
На этом с Морачей мы завершаем. Как вы помните, поездки в тот же день еще дальше на север - в Биело-Поле, к церквам св Николая и свв Петра и Павла - у меня не получилось. А посему мы с вами переместимся в другой известный черногорский монастырь - в Острог.