Немного о хорватских железных дорогах

Jan 19, 2022 08:00

Уже несколько ЖЖных друзей столкнулись с сербскими и черногорскими железными дорогами, и их солидарным мнением было "упаси вас блаженная матрона от поездок на поездах". Автор этого блога, в целях повышения квалификации, пытался "въехать" в мир македонских и косовских дорог, после чего с готовностью расширил то солидарное мнение и на железки указанных стран. А вот в Хорватии дело обстоит иначе, местными железными дорогами, если их линии вписываются в ваш маршрут, вполне можно пользоваться.

Я уже пару раз описывал свои впечатления от хорватских железных дорог: первый раз дело было в Истрии (тамошнюю железку построили еще австрийцы, в их времена Пула была важным военно-морским портом), во второй - я добирался на поезде из Вараждина в Чаковец (в тех краях железки появились при венграх). Вообще говоря, бОльшая часть современных хорватских железных дорог - это венгерское наследие, и чем ближе к Венгрии, тем гуще их сеть. Забегая вперед, скажу, что в районе Загреба электрички ходят очень часто: я ездил ими в сторону Карловца (это - линия на Риеку), Сисака (на юг, в тех местах очень напряженное движение, а вот затем дорога уходит в Боснию-Герцеговину, где после войны с поездами ситуацию так и не удалось наладить) и Крижевцев (на восток, там даже двухпутку сейчас стоят). Неплохо дело обстоит с поездами и в Славонии, в районе Осиека, по крайней мере (я же готовился туда заехать, и лишь дешевая задарская гостиница спутала мои планы).

В Далмации, долгое время обособленном эксклаве Австрийской империи, дело с железками обстоит плохо: проклятые оккупанты построили лишь несколько линий от портов к горам. А соединили эти линии с общенациональной сетью только в 1920ых годах. Именно по этой железной дороге я ехал из Сплита в Загреб. Если вы посмотрите по карте, эта линия - Ликская, по названию гор Лика - выписывает знатную петлю, а потому путь из Далмации в столицу поезд преодолевает за долгие 6 часов. Автобус, кстати, едет примерно столько же, но у поезда есть важное преимущество: на билет Загреб-Сплит полагается 50процентная скидка, так что автобус может стоить до 200 кун, а поезд - 100 кун. Но и это еще не всё! Примерно четыре часа из шести поезд едет по живописнейшим и безлюдным горам, оторваться от окна невозможно! Очень рекомендую предварительно выспаться, потому что спать во время такой поездки - преступление!

Слово "преступление" выбрано неслучайно. И "безлюдные горы" - тоже. Дело в том, что район вокруг Книна - некогда важной узловой станции - был с XVIII века преимущественно населен сербами, бежавшими от турецкого угнетения на вновь освобожденные земли. И когда начался распад Югославии, местные сербы попытались сначала сохранить свои земли в составе единой страны, а затем, когда с Югославией всё стало ясно, отделиться от Хорватии в самостоятельное государство Сербскую Краину. Краина в течение четырех лет (1991-1995) успешно отбивалась от жаждущих съесть её хорватов, но в 1995 году хорватская армия-таки сломила сопротивление местных сербов и взяла Краину под свой контроль. Практически всё сербское население бежало, так что районы вокруг Книна практически обезлюдели. Понятно, как оценивают случившееся сербы, а вот у хорватов события тех лет называются Войной за независимость (Домовинский рат), практически в каждом городе есть памятники героям той войны, и официальная пропаганда старательно героизирует прошлое.

Карту для понимания случившейся катастрофы (сербская версия) / славной победы (хорватская версия) можно глянуть здесь; там противным фиолетовым цветом обозначена территория бывшей Сербской Краины.

Что может увидеть обычный путешественник? Во-первых, железная дорога Книн-Задар повреждена в ту войну и до сих пор не функционирует. Во-вторых, "прямая" железная дорога (Унская), соединявшая Книн с Загребом через Бихач, также мертва: она по пути из Хорватии в Хорватию сначала заходит на территорию Боснии и Герцеговины, а затем, следуя вдоль реки Уна, несколько раз перепрыгивает из Хорватии в Боснию и обратно. Понятно, что такая мульти-трансграничная дорога работать не может, а меж тем в югославское время она была даже электрифицирована от Загреба и до Книна. На станции Книн путешественник может видеть пантографы - подвески, на которых раньше были контактные провода (фото 97 года, их еще не сняли). а теперь они стоят бессмысленными железными арками. Ну а в-третьих, поезд, следующий по Ликской дороге (мы плавно вернулись к ней) проезжает, не останавливаясь, через множество бывших станций, сожженных и разграбленных, - нет там больше местных жителей, восстанавливать не за чем.

Но если отвлечься от мыслей о человеческих пороках и грехах, прикрываемых патриотизмом, а просто любоваться пейзажами, то проехаться по Ликской железной дороге очень приятно.

Впрочем, все это длинное вступление было написано ради того, чтобы сообщить вам преинтереснейшую вещь: по будням из Сплита в Шибеник очень приятно и быстро добираться на поезде. Выглядит это так: из Сплита до Перковича (узловая станция, от которой ответвляется тупиковая линия на Шибеник) довольно часто ходит местный поезд. В Перкович практически одновременно прибывают два или три поезда, в течение нескольких минут желающим дается время на пересадку, после чего поезда разъезжаются по разным направлениям.

Я жил в Сплитском "зажелезье" - промзоне за станцией Сплит Предградже.


(вид с виадука; я через него несколько раз в день бегал туда-обратно из гостиницы в очередной турпоход и из гостиницы в спортзал)
По всей видимости, грузовое железнодорожное сообщение в Хорватии находится сейчас в глубочайшей ж., а каким оно было во времена Югославии можно судить по путевому развитию станции: отсюда уходили пути и на разные предприятия, и в торговый порт. От Предграджа до Каштеля Стара железка идет параллельно береговой линии, но на значительном удалении от нее; непосредственно обрамляет дорогу промзона, а слева и справа от нее довольно безликая застройка многочисленных сросшихся городков - Каштелей; так что первые полчаса можно смело спать. А вот стразу за Каштелем Старым пейзаж резко меняется: линия уходит в горы, очень красивые виды. Через еще полчаса поезд добирается до Перковича; для большинства местных сплитских поездов это - конечная станция.



Вот поезд, на котором я приехал из Сплита, стоит в ожидании обратного рейса. А местный поезд из Шибеника в Книн (один вагончик) дождался нас, принял пассажиров, которым нужно было ехать в сторону Книна, и уже уехал. Я же ждал еще полчаса до Великой стыковки, когда в Перковиче одновременно оказались три поезда: скорый Сплит-Загреб, местный Перкович-Сплит (тот самый. на котором я из Сплита прибыл) и еще один местный Книн-Шибеник, на котором я в Шибеник и уехал. Ту Великую стыковку я снять не догадался, а вот на обратном пути я был во всеоружии:


Крайне правый поезд следует из Шибеника в Книн (на нем я приехал из Шибеника), крайне левый - следующий ему навстречу поезд Книн-Шибеник, ну а на самом дальнем пути меня уже ждет поезд Перкович-Сплит, на котором я вернусь в Сплит.

Не бойтесь коротких (3-5 минут) стыковок в Перковиче! Тут все рассчитано по секундам: каждый поезд ждет всех остальных, за пересадкой пассажиров следит дежурный по станции, и лишь когда все пересели, дежурный дает машинистам отмашку разъезжаться.

Линия из Перковича в Шибеник короткая. поезд едет около получаса. Дорога медленно спускается с гор к морю. проезжая по пути сгоревший лес и несколько сгоревших полустанков (следы ли это войны? или само-само сгорело?), потом следует через промзону и внезапно тормозит на тупиковой станции Шибеник.


Станция Шибеник обслуживает пять-шесть пар местных пассажирских поездов, а в остальное время стоит пустой и безлюдной.

Но сам город отнюдь не пуст и безлюден! Через буквально пару минут от станции вы попадаете на оживленный рынок, пройдя который оказываетесь на площади перед старым городом. Но об этом в следующий раз.
Previous post Next post
Up