Погуляв по милому дворику, устремим наши взоры на монастырскую церковь. Как это ни парадоксально, но с территории музея церковь видно плохо: малое пространство, высокие стены. Так что сначала фотографии Сан-Джованни-дельи-Эремити, сделанные с улицы:
Ничего похожего на христианскую церковь, не правда ли? Внешнее сходство иногда приводит к неглубоким выводам: сам читал в разных "обзорниках" по Палермо, что Сан-Джованни - это перестроенная в церковь мечеть. Паки и паки стоит заявить: нынешнее здание построено при Рожере II в 1136-1148 годах, оно сразу же было предназначено быть монастырской церковью. Но поскольку строили храм арабские мастера, то результат получился таким вот ...нестандартным. Все черты арабской архитектуры налицо - очень странные для европейца купола, ложные арки, узкие окошки - все это было бы вполне естественно где-нибудь в Египте или Магрибе. Храм могли строить как мастера из местных мусульман (во времена Рожера II они были большинством во многих районах острова), так и из входивших в состав королевства североафриканских городов (Триполи, Сус, Махдия). Кстати, по поводу рисунка 2 нужно сразу заметить: церковь заканчивается там, где находится крайне левый купол; левее его - второе здание комплекса, о котором будет сказано позже.
Монастырская церковь представляет собой однонефную базилику с поперечным трансептом. В плане она имеет форму египетского креста (это если по науке) или, проще говоря, буквы Т. Пять куполов храма расположены так: три - вдоль оси нефа (один их них "накрывает" алтарную часть), еще два - венчают ветви трансепта. В левую (если смотреть от входа) ветвь трансепта встроена колокольня, так что самым высоким куполом является не центральный (над алтарем), а левый дальний (над колокольней).
Как выглядит храм с высоты "птичьего помёта", было показано в предыдущей заметке.
Собственно с территории музея обзор похуже:
Внутри церковь представляет собой пустую скорлупу без ореха (не моя фраза, автор - крупнейший специалист и популяризатор норманнской Сицилии Норвич). Выражаясь проще, сохранились лишь стены. Никаких фресок, мозаик - ничего. Зато можно, как и в Санти-Пьетро-э-Паоло-д'Агро, рассмотреть купола изнутри:
Если с церковью все более или менее понятно, то со зданием, к ней прилегающим, а, точнее, пристроенным к правой ветви трансепта, непонятно ничего.
Напомню. Вот оно снаружи (естественно без куполов - они к церкви относятся)::
А вот внутри:
Прямоугольное строение с узкими окнами-бойницами. Судя по всему, первоначальные своды были гораздо ниже нынешних. Следы первоначального перекрытия видны на стенах. Видите, эти арочки? Предполагается, что своды либо не были выполнены, и здание стояло без кровли; либо в какой-то момент своды рухнули, здание опять-таки стояло под открытым небом. Потом надстроили нынешнюю кровлю. На стене сохранились кое-какие фрески:
Предположительно, на фреске Богородица и патроны обители: апостолы Ерм и Иоанн Богослов.
Чем же было это здание? Примитивные путеводители утверждают, что это перестроенная мечеть. Как оказалось, это совершенно голословное утверждение: никаких следов мечети здесь так и не обнаружили. Другие варианты:
1. Монашеская трапезная. Очень похожая архитектура: вытянутый просторный зал, перекрытый сводчатым потолком.
2. Усыпальница. Помните, что Рожер II предполагал, что в монастыре будут погребать членов его семьи и видных сановников? Было ли выполнено это пожелание короля или нет, неизвестно. Никаких следов захоронений в Сан-Джованни (за исключение монашеских в крипте) не обнаружено. Но есть предположения, что уничтожавший непокорную норманнскую знать император Генрих VI мог запросто уничтожить или перенести в другое место саркофаги, напоминавшие о славном прошлом королевства. Если такая версия верна, то длинный зал с массивными сводами как нельзя лучше мог служить усыпальницей родственников и приближенных Рожера II.
Все изложенные факты и версии взяты мной из книги Родо Санторо "Сан-Джованни-дельи-Эремити", продающейся в Палермо. Судя по тому, что регулярно появляются новые книги этого местного искусствоведа, сей муж жив и здоров. Так что вопросы и недоумения можно адресовать ему. "Аз же свидетель есмь".
Надеюсь, что тебе, читатель, понравилось здесь. Этакий уникальный, сотканный из несовместимых вещей комплекс, полный загадок.
P.S. Излишне говорить, что сюда организованных экскурсий не водят. Итальянцы сотканы из противоречий и полны загадок, как и Сан-Джованни-дельи-Эремити)))