Турин - часть 12. Капелла Плащаницы.

Sep 20, 2021 07:00

Автор не будет пересказывать известную историю самого славного туринского артефакта; тем более, что увидеть этот артефакт ему не удалось. Мы сегодня посмотрим на специальной построенный для этой реликвии футляр - капеллу Сакра Синдоне, то есть часовню святой Плащаницы.

Плащаница была перевезена из Шамбери в Турин ее хранителем - Эммануилом Филибертом, герцогом Савойским, в 1578 году. Первоначально это было лишь временной мерой: реликвии захотел поклониться святой Карло Борромео, но ехать в Шамбери через Альпы ему было уже тяжко, так что реликвию привезли к кардиналу поближе. Нет ничего более постоянного, чем временное, а посему Плащаница осталась в Турине, и следующий герцог Савойский Карл Эммануил I решил построить для артефакта подобающее хранилище. Плащаница принадлежала (фактически, номинально считалось: "находилась на хранении") герцогу, а не Церкви, но логика велела поместить столь важную реликвию все-таки в храме. В результате было найдено компромиссное решение: капелла Плащаницы была построена между туринским собором и герцогским дворцом (нынешним Палаццо Реале). Герцогский же дворец в недалеком прошлом был резиденцией епископа и примыкал к собору, так что все устроилось великолепным образом для всех заинтересованных сторон. Кроме туристов, существование которых тогда не предполагалось. В результате капеллу снаружи, а точнее ее купол, можно увидеть только издалека.


На фотографии виден собор и его белый купол. А за довольно банальным соборным куполом находится...





...очень не банальный, похожий на пагоду, купол капеллы Палащаницы.

Задание для закрепления материала. Найди купол капеллы Плащаницы на панорамах города:






Нашли? Ну тогда продолжим.

Собственно купол - это самая примечательная часть капеллы, автор его - уже знакомый нам Гварино Гварини. Изначально проект был выполнен отцом и сыном - Карло и Амадео ди Кастелламонте, затем включился Бернардино Квадри, ну а довел замыслы до воплощения Гварини. Работы под руководством Гварини возобновились в 1667 году, а завершились в 1694, когда сюда перенесли Плащаницу.












В остальном интерьер капеллы очень строг. Имейте в виду, что капелла - это часть музея Палаццо Реале, и из собора в нее не попасть. Если глядеть из собора, то капелла находится за апсидой:


Видите за алтарем навершие кивория? Этот киворий находится уже в капелле.

В капелле интересны лишь надгробия четырех членов Савойского дома, воздвигнутые при короле Карле Альберте.








Это был памятник Амадею VIII Савойскому, сначала графу, а потом герцогу Савойскому. Всегда склонный к религиозной жизни, Амадей отказался от власти в пользу сына, стал кардиналом, был избран Базельским собором на папский трон (Феликс V), а затем отрекся от папского трона и доживал дни в уединении.



Наш старый знакомый - Эммануил Филиберт, герцог Савойский, перенесший в Турин сначала столицу, а потом и Плащаницу.









Карл Эммануил II - герцог Савойский, практически всю жизнь державшийся за юбку матери и подаривший нам Венарию.



Карл Альберт не мог не увековечить и своего личного предка - Томмазо Франческо, первого принца Кариньяно.

Ну а где же Плащаница, где? - вопросит меня и без того долго уже терпевший читатель. В моем блоге не принято ругаться, а потому просто скажу: не вем. В капелле в ночь с 11 на 12 апреля 1997 года случился пожар; киворий, в котором хранилась реликвия, серьезно пострадал и пока еще не восстановлен. Плащаница неминуемо бы сгорела, но молодцы-пожарные смогли ее вытащить. Сейчас Плащаница находится в соборе, в самой дальней слева капелле, под спудом. Иногда ее извлекают и показывают верующим; если верить телевизору (а можно ли ему верить в эпоху паникодемии), ее разворачивали в Великую пятницу 2020 года, в пустом соборе.

Вот так плавно мы перешли из капеллы Плащаницы в собор, где в следующий раз и остановимся...

На этом мартовские 2020 года посты автора о Турине были прерваны Небывалой пандемией. По замыслу должны были быть написаны еще два рассказа - о соборе и королевской церкви Сан-Лоренцо, но...В общем, они умерли вместе с бергамскими старушками, но, в отличие от упомянутых пенсионерок, умерли не родившись.

Теперь, расставшись навсегда со Страной трусов и паникеров, автор приглашает читателей вернуться в Хорватию, а точнее в Хорватию в узком смысле этого слова. Впереди нас ждет замок Велики Табор.

Турин, Савойские дворцы, Пьемонт, Святыни

Previous post Next post
Up