Долмабахче (начало)

Apr 12, 2021 08:00

Потихоньку подходит к концу наша стамбульская сага, и пришло время увидеть самый роскошный султанский дворец - Долмабахче. А как же Топкапы, - спросите вы. Отвечаю: уже раз десять упоминавшийся в этом блоге султан эпохи Танзимата Абдул-Меджид решил, что негоже проевропейскому просвещенному монарху обитать в средневековом жилище предков, во всех этих разбросанных по садам павильонах, в маленьких комнатках гарема, да еще и ежедневно проходить мимо "клеток", куда какая-нибудь мятежная душа может пожелать заточить правителя. Нет, перестройки требует не только бескрайняя империя, но и беззаботная жизнь ее монарха. Вот в ответ на это разумное пожелание Абдул-Меджида и был построен в 1843-1856 годах на берегу Босфора грандиозный дворец Долмабахче. Строительство обошлось в баснословную сумму (в нынешних ценах ее оценивают в 1,5 миллиарда долларов), только на позолоту потолков ушло 14 тонн золота, а сколько было использовано хрусталя, мрамора, порфира, ценных пород дерева, никто не решается озвучить. А если добавить к этому фамилию архитекторов - Бальянов, тех самых, что построили уже увиденные нами Бейлербей и Кючуксу, то, думаю, читатель уже заранее представит себе предстоящее ему зрелище.

Чтобы не шокировать читателя, начну издалека: мы просто обойдем дворец по контуру. И да, с трех сторон на суше дворцовый комплекс обнесен высокой стеной, так что на халяву посмотреть не удастся! Правда, есть и хорошая новость: с четвертой стороны - с Босфора - видно все.
Вот, каким Долмабахче виден из Ускюдара:



А вот таким я его увидал с парома Ускюдар - Эминёню (для понаехавших: Азия-Европа):





(в очень большом приближении)

К дворцу проще всего подъехать на трамвае № 1 до конечной - пристани Кабаташ, а дальше чуть-чуть пешком. Сначала мы увидим мечеть Долмабахче (Да-да, я помню свое обещание больше не показывать мечетей! Впрочем, внутрь я и не попал: для визита во дворец была сознательно выбрана пятница)


Мечеть начали строить по приказу валиде Безмиалем Султан (то ли грузинки, то ли еврейки, то ли всё вместе), а после ее смерти работы завершил в 1855 году ее сын Абдул-Меджид. Говорят, что интерьер мечети так же роскошен, как и дворец.

Далее будет часовая башня Долмабахче (1895), построенная при Абдул-Хамиде II, сыне и третьем преемнике Абдул-Меджида.



Ну а теперь южные дворцовые ворота. Напомню, что податные людишки в принципе дальше проникнуть не могли, а посему им на радость ворота сделаны на славу.



























В эти ворота теперь пускают всех, только заплатить надо. Комплекс состоит из двух музеев: Селямлык - официальная часть дворца и Гарем - сами понимаете, что это такое; эти части не пересекаются, т.е. можно посетить только одну, а можно и обе; я рекомендую последнее. Да, жаба душит, но когда еще такую красоту увидишь)))

Сразу же за воротами начинается другая жизнь: для своих подданных поздние султаны оставались ревнителями веры и воинами пророка, а в своем кругу они деградировали / доросли (нужное подчеркнуть) до нормальных европейских монархов.








Ага-ага, нельзя живых существ изображать.



Вход в Селямлык сейчас организован с торца здания (да-да, это всего лишь торец!), но я туда сразу не пошел. Вы же видели очередь на входе в кассу? Я рассудил, что вся эта очередь сейчас рванет в Селямлык, и мы будем там. как селямьди в бочке. Да и Гарем. помня о Топкапы, тоже интересен, так что я туда лыжи и навострил. Невзирая на европейские черты Долмабахче (специалисты видят здесь и барокко, и рококо, и классицизм), во дворце сохранена важнейшая восточная особенность: мужская и женская половины четко разделены. Гарем - это северная часть комплекса, Селямлык - южная. Мы с вами сейчас обходим комплекс с запада...
и видим еще одни ворота



























Еще один двор











Этот сарайчик с теплицей - на самом деле единственная часть дворца, имеющая окна наружу - на внешнюю сторону комплекса. Это сейчас за стенами проходит забитая автомобилями улица, а раньше там была загородная идиллия - вот ею-то султан и любовался с террасы.



А еще в том дворе сейчас разводят домашнюю птицу: курицы, утки, лебеди шастают под ногами.















А вот здесь-то и находится нынешний вход в Гарем. Мы туда в следующий раз войдем.

Ну а в рамках нынешнего иллюстрированного рассказа мы выходим к восточному фасаду, смотрящему на Босфор. Чтобы получить правильное ощущение, нужно вернуться к самым первым фотографиям в этом посте; так вы поймете, какой протяженный морской фасад у дворца. Я же здесь покажу отдельные детали.











А это уже выход из Селямлыка. Народ выходит ошарашенный султанской роскошью и попадает на залитый солнцем берег Босфора.















Ну и последние ворота на сегодня. У меня с памятью случился затык: все-таки, похоже, это западные ворота, уже показанные вам ранее, но теперь со стороны улицы.



















Previous post Next post
Up