Топкапы - часть 1

Mar 01, 2021 08:00

Я показал вам уже несколько загородных султанских резиденций, но, сколько веревочке не виться, без главного городского дворца - Топкапы - нам не обойтись. Музей Топкапы громадный, я там провел пять часов, а мог бы и больше: просто не все части экспозиции (например, столовая посуда или оружие) мне интересны. Зато в других я завис надолго, к сожалению, именно в этих самых интересных частях нельзя фотографировать (так что желавших увидеть посох Моисея и стамбульский вариант главы Иоанна Крестителя вынужден разочаровать - сами-сами!).

Топкапы не является дворцом в привычном нам европейском понимании этого слова. Скорее это можно назвать городом в городе: комплекс обнесен со всех сторон высокими стенами, внутри поделен стенами еще на несколько частей (обычно выделяют четыре последовательных двора, но к ним нужно добавить и множество маленьких двориков), по территории в кажущемся беспорядке разбросаны многочисленные павильоны, гарем - собственно жилая часть - представляет собой вообще отдельную вещь в себе. В первый двор вход свободный (есть два способа туда попасть: от Айа-Софии через врата Повелителя или от парка Гюльхане черным ходом мимо Археологического музея). В первом дворе (дворе Янычар) находится большая византийская церковь св. Ирины; это - отдельный музей со своей кассой, но идти туда сейчас нет смысла: идет реставрация, о чем честно предупреждают перед покупкой билета. Я все-таки купил билет и самолично убедился: действительно пока нет смысла туда ходить, пускай работы завершат. Ну перед следующими воротами - вратами Приветствия надо уже покупать билет в музей Топкапы, он недешевый, но, как увидите, игра стоит свеч.

Итак начинаем.





Так устрашающе они выглядят "для внешних". Изнутри же, т.е. из второго двора, врата кажутся невинным павильоном.








Вообще-то постулируется, что комплекс Топкапы был построен при Мехмеде Фатихе в XV веке, а затем значительно перестроен при Сулеймане Великолепном в XVI столетии. Но разные части комплекса явно выдают более позднее происхождение. Я тщательно фотографировал пояснительные таблички, но в вратами Приветствия что-то пошло не так, а посему вопрос о времени их постройки в нынешнем виде замнем.

За вратами начинается второй двор - двор Правосудия. Вот случайно его щелкнул из-под портика перед павильоном Дивана (мы пришли из правой части снимка и будем двигаться в левую).



Второй двор весь окружен портиками:



Павильон Дивана - это помещение, в котором происходили совещания визирей, что-то вроде совета министров.


(К сожалению, правая часть была в лесах; мы с вами видим примерно половину фасада).
Большие окна с позолоченными решетками - это, конечно, дорогие понты, но понты со значением: теоретически визири не должны были секретничать. Султан номинально в совещаниях визирей не участвовал, но не спешите думать, что турки развели у себя конституционную монархию. Во-первых, визири все равно назначались султаном и были ответственны только перед ним; во-вторых, повелитель следил за визирями через специальное окно, соединяющее павильон Дивана и башней Правосудия (кусок башни все-таки влез в фото!). Если султану не нравились ход обсуждения или предлагаемые решения, то он закрывал то волшебное окно, что было знаком для министров: монарх гневается, и надо спешить к нему с объяснениями.





















Общий принцип поведения туриста в Топкапы - стараться проникнуть за любую дверь, потому что ряд экспозиций спрятаны в самых непримечательных местах. В частности из второго двора можно пройти в кухни (на любителя, все эти суповые наборы и банки-склянки - но вдруг кому-то понравится) и, по моим смутным воспоминаниям, галерея султанских портретов (ну да, в с(т)ране Трусов и Паникеров с живописью дела обстояли получше, но где теперь та страна?). Из этого же двора организован вход в Гарем, это - отдельный музей с дополнительным недешевым билетом, но он того стОит; Гарем я вам покажу отдельно.

Мы с вами подошли к воротам, ведущим в третий двор; называются они вратами Счастья.



Инфостенд сообщает, что ворота устроены в XV веке, существенно перестроены при султане Абдулхамиде I, но годы правления приводят почему-то Селима III. То ли авторы инфостенда сами не читали ими написанного, то ли оба правителя были причастны к реконструкции. На вид это, конечно, XVIII век.








Еще бы знать, что тут написано...




Пройдя через врата Счастья, попадаешь не в очередной двор, как ожидалось, а утыкаешься в павильон Аудиенций - что-то вроде тронного зала, в котором султан принимал удостоенных этого блаженства (двор никуда не делся, павильон просто работает затычкой у ворот). По уверениям инфостенда, павильон построили в XV столетии, перестроили при Мехмеде III (годы правления 1595-1603), а нынешний вид придали при Абдул-Меджиде (царствовал в 1839-1861 годах).


















В кадр уже ненароком попала библиотека Ахмеда III, но с нее мы начнем следующий рассказ.

Стамбул

Previous post Next post
Up