Венария - часть 1

Mar 18, 2020 07:00

Венария - последняя из посещенных мной загородных резиденций Савойского дома (все выдохнули с облегчением). Далее нас ждут их городские дворцы (вдохнули). На самом деле, загородных дворцов гораздо больше, просто до части из них непросто добраться (АльЕ), еще одна часть не принадлежит государству. и посетить их проблематично (Полленцо, Говоне), ну а в Риволи я сам не поехал - эти странные итальянцы устроили в замке XVII века музей современного искусства.

Венарию избрал в качестве "охотничьего домика" непутевый Карл Эммануил II. За строительство дворца взялся еще один титан местного барокко - Амедео ди Кастелламонте, этот первый этап относится к 1658-1675 годам. В 1693 и 1706 годах резиденция была серьезно повреждена французскими войсками (это уже сын Карла Эммануила II "путёвый" Виктор Амадей II вздумал тягаться с Королем-Солнцем). В 1699-1713 году работами в Венарии руководил Микеланджело Гарове, строения второго этапа очень четко отличаются от здания Кастелламонте, сами всё увидите. Ну и последние "кирпичики" в Венарии укладывал уже знакомый нам Филиппо Юварра (до 1715 года). Венария была официальной герцогской и королевской резиденцией вплоть до французского завоевания в конце XVIII века. При французах Венария была отдана военному ведомству, и различные военные заведения занимали комплекс вплоть до 1978 года. С тех пор Венария постоянно и неуклонно реставрируется; регулярный парк пришлось воссоздавать заново, т.к. бравые офицеры и курсанты устроили на его месте плац.

Приедете ли Вы на электричке или на "спец. автобусе", увидите вы дворец Венарии с этого ракурса.


(кассы отдельном здании - сзади от фотографа). Далее можно идти сразу во дворец (слева), в парк (через решетку) или даже налево и назад - в конюшни Юварры (место временных выставок), так что поток туристов сразу же распыляется.

Для понимания масштаба повернемся сначала налево:


(вход во дворец - в подвал с синей вывеской)

Еще левее находится дворцовая капелла Сант-Уберто



Если пойти еще левее, можно добраться до юварровских конюшен.

Я пошел сначала во дворец, но рассказ я построю немного по-другому, покажу дворец со всех сторон, потом мы сходим в парк, а дворцовые интерьеры оставим до следующего раза.

Итак, мы в парадном дворе, уже за часовой башенкой и решеткой.


Белое оштукатеренное здание - ядро комплекса, построенное Кастелламонте. Левее его кирпичный корпус, построенный Гарове:



Центральная часть этого корпуса - т.н. Большая галерея, построена он Гарове, но отделывал ее уже Юварра, ему и досталась вся слава.



Все, что находится левее и дальше, я уже показал.

Немного деталей корпуса Кастелламонте:





Обратите внимание на вензель CE - Carlo Emmanuele




А вот, как это же здание выглядит со стороны парка.



Справа к дворцу примыкает обширный партерный сад (помним, что все это - реставрация после 1978 года!). Наверно, летом все это еще и в цветах утопает, но, что тут поделаешь, зимой все выглядит скромнее.








Корпус Гарове с Большой галереей



Капелла Сант-Уберто и конюшня Юварры



Конюшня Юварры

Доселе мы с вами были в правом (если смотреть из парка) партерном саду. Основная же часть парка вытянута вдоль главной оси - канала в сторону Мандрии.


Канал на этой фотографии виден плоховато, но не из-за удаленности, а из-за "ступеньки": нижняя часть парка находится, простите за тавтологию, ниже дворца, а "ступеньку" эту украшал каскад Геркулеса, построенный Амедео ди Кастелламонте в 1669-1672 годах. Каскад за последующие два века "военной" судьбы Венарии пришел в негодность, но сейчас за него взялись: всё в лесах. До окончания работ можно видеть только главную статую каскада, которую пока выставили в парке.



Ну а ниже каскада перед нами простираются сады с каналом посередине.



И даже лебеди плавают:



За восстановление сада взялись относительно недавно, и деревья не успели вырасти. Так что в Венарию надо лет через 20 приезжать, когда все эти деревья образуют тенистые аллеи, а в рощицах по обе стороны от канала будут цвести и плодоносить плодовые растения.



Ну а пока не подрастут, подметай дорожки тут остается наслаждаться хорошей погодой.


Это - самая дальняя точка парка, за мной заболоченные поля, а еще дальше - пустоши Мандрии. Я старательно ловил моменты, когда лишние люди в кадр не попадали, но вообще-то гуляющих по парку было очень много. Это я к тому, что не стОит откладывать возвращение в Турин на самый последний рейс "Венарского экспресса", а то может и мест не хватить (я ехал предпоследним, и в 40местном автобусе буквально пара кресел была свободна)

Дальше будет рассказ о дворце.

Венария, Савойские дворцы, Пьемонт

Previous post Next post
Up