Санта-Мария-ин-Трастевере. В основном мозаики

Dec 12, 2019 07:00

Санта-Мария-ин-Трастевере, самая большая и даже не закрывающаяся на обед (ого!) трастеверианская церковь, еще ждет своего вдохновенного певца. Здесь есть отличные по замыслу и исполнению мозаики как на фасаде, так и в пресвитерии. А вот всё остальное в храме, наверняка не менее интересное, тонет во мраке; боковые же капеллы, чтобы уж точно ни одна вражина не проникла взором, еще и зарешечены. Но вода точит камень, так что дождемся и мы когда-нибудь ярко освещенной и открытой до самого дальнего уголка церкви Богородицы в Трастевере, ну а в ожидании этого яркого момента покажу то, что смог запечатлеть.



Предшественником церкви была titulus Callixti, одна из многочисленных раннехристианских домовых церквей, которую последующая традиция связала с именем папы Каллиста I (того самого, что подарил нам катакомбы своего имени). При папе Юлии I (это уже IV век; к этому папе апеллировал засуженный восточными коллегами и загнанный светскими властями св. Афанасий Александрийский - первый прецедент папской супрематии) на этом месте была построена базилика, а "поводом" стало маленькое чудо: по легенде тут забил фонтан с нефтью.

Ну а нынешняя церковь - родом из XII века (1138-1148), ее начал строить папа Иннокентий II, который после восьми лет изгнания и войн все же пережил своего соперника антипапу Анаклета II (того самого, который признал Рожера II королем, - мир тесен). К XII же веку относятся кампанила и, что уже интереснее, мозаика на фасаде. Портик перед входом - это очень известное в мире архитектуры имя Карло Фонтана, но уже 1702 год - мимо таких сооружений проходишь в Риме, сморщив нос, ибо "фи, новодел" (а меж тем, в 1702 году Петербурга еще не было вообще)





На мозаике Богородице с Младенцем поклоняются десять дев. По идее, из них должно быть пять мудрых, а пять неразумных, но, видать, за 11 веков христианской истории неразумные поумнели и стали неотличимыми от своих мудрых товарок.










К стыду своему, только сейчас на фотографиях увидел две коленопреклоненные фигурки у ног Богородицы. Источники о них молчат, рискну предположить, что это кто-то из трех пап-строителей церкви (Каллист I, Юлий I или Иннокентий II)



Я не знаю имени фотографа, залившего в Вики такую замечательную фигуру интерьера, так что повторю забитую фразу: имя его неизвестно, подвиг его бессмертен. Чаще всего, в церкви очень темно, и лишь мозаики в пресвитерии подсвечиваются (за деньги туристов, там слева для этой цели есть европриемник). Понятное дело, что со времен Иннокентия II многое здесь поменялось, а затем по возможности возвращалось "взад" (в 1866-1877 годах, инженер Вирджиньо Веспиньяни). Обратите внимание на колонны: по наиболее распространенной версии они позаимствованы из терм Каракаллы (Где те термы? А ведь в далеком XII веке единственное средство доставки грузов - это лошади или ослы). Впрочем. есть более легкая (в смысле расстояния). но и более скандальная версия: колонны происходят с холма Яникул, из храма Изиды; говорят, что ученые XIX века обнаружили на колоннах изображения Изиды, Сераписа и Гарпократа, и папа Пий IX повелел возмутительные изображения сбить.

Ну а теперь поспешим к пресвитерию.


Мозаики распадаются по месту и времени на две группы. Коронация Богородицы с предстоящими святыми и предлетающими (есть такое слово?) евангелистами - это XII век, время при или же сразу после Иннокентия II. Ниже череда мозаик из богородичного цикла - это работа Каваллини (1291 год).



(Не мог я так хорошо снять, это из Вики взято)
Череда святых слева направо - это Иннокентий II (он без нимба, поэтому все и датируется его понтификатом или сразу же после), Лаврентий (мы с вами недавно были на его могилке в Сан-Лоренцо-фуори-ле-мура), Калликст I, апостол Петр, Корнилий (судя по одежде, это не сотник из Деяний, а папа), Юлий I и один мученик с чудным именем Каледопий.







Как говорят, мозаичисты руководствовались не только видениями горнего мира, но и вполне реальной традиционной римской процессией, во время которой "встречались" икона БМ "Спасение народа римского" (находится в церкви Санта-Мария-Маджоре) и "нерукотворный образ" Христа (ныне в капелле Sancta sanctorum).



Пророк Исайя



Евангелисты Марк и Матфей



Пророк Иеремия



Евангелисты Иоанн и Лука

Ну а теперь мозаики Пьетро Каваллини (1291). Тут все сюжеты кристалльно понятны, а изображения честно позаимствованы из Вики:


















Подчеркну еще раз, что интересного в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере гораздо больше, просто иногда это интересное приходится рассматривать в темноте. Ну а поскольку автор блога способен рассеять лишь тьму собственного невежества, но не тьму физическую, на этом пока что разговор об этой церкви закрываем. Вообще Трастевере не ограничивается двумя историческим базиликами Богородицы и святой Цецилии, есть тут и церковь Сан-Франческо-а-Рипа, засветившаяся в одной из новелл Стендаля, и "цеховая" Санта-Мария-дель-Орто (русский сайт есть, ого!), и историческая базилика Сан-Кризогоно, и вот тут-то читатели имеют возможность посрамить автора и тщательно изучить эти объекты сами (автор в ближайшие годы в Рим возвращаться не планирует).

Трастевере, Рим, Каваллини

Previous post Next post
Up