И снова собор Монреале - часть 2.

Sep 18, 2019 07:00

Мозаики главного нефа посвящены событиям книги Бытия. Мозаики верхнего ряда мне сфотографировать не удалось, но большинство из них есть либо на открытках, либо в книгах, сканы выложены здесь. Верхний ряд - это история от сотворения мира до убийства Каина Ламехом. А вот жизнь Ноя, Авраама, Исаака и Иакова помещены в нижнем ряду: здесь мозаики и крупнее, и ближе, так что удалось отснять в нормальном качестве всё.



Строительство ковчега. Отмечу, что на Сицилии был свой флот (при Рожере удалось захватить ряд городов в современных Тунисе и Ливии, при Вильгельме II армия и флот дошли до Фессалоник), так что процесс кораблестроения мозаичисты видели вживую.



Животные попарно входят в ковчег



Потоп в самом разгаре. Ворон, выпущенный Ноем из ковчега, пристроился клевать утопленника; голубь же принес хозяину оливковую веточку.



Потоп закончился, Ной с сыновьями выпускают животных из ковчега



Ной приносит благодарственную жертву (Нормально! Весь мир погиб, а ты остался в живых - отличный повод для благодарности!), и Бог отвечает Ему из радуги.



Опьянение Ноя, Хамов грех



Строительство Вавилонской башни

Теперь начинается повествование об Аврааме


Авраама поклоняется Трем гостям под дубом Мамре



Гостеприимство Авраама (сюжет, из которого выросла рублевская Троица, между прочим!)



Два ангела в гостях у Лота в Содоме. Как помните, жители Содома требовали у Лота выдать гостей, дабы их "познать" (сиречь, изнасиловать). Тщетно Лот предлагает согражданам выдать на поругание двух незамужних дочек (вот это гостеприимство! Ради гостей Лот готов пожертвовать дочерьми), но содомляне зациклились на гостях. Ангелам пришлось ослепить взаправду ослепленных похотью горожан



Гибель Содома. Лот с дочерьми убегают в Сигор, а жена Лота обернулась назад и превратилась в столп



Бог требует у Авраама принести в жертву единственного сына (был еще Измаил, но того уже давно выслали в пустыню)



Жертвоприношение Авраама

Теперь история Исаака. Никогда не понимал, почему мозаичисты так любили историю сватовства Исаака, а потом духовно опытные товарищи подсказали: сватовство Исаака к Ревекке - это прообраз брака Христа и Церкви


Ревекка напоила раба Авраамова и его верблюдов...



и сорвала джекпот: ее везут на свадьбу к Исааку

Прошло много лет, Исаак ослеп и готовится умереть. Перед смертью он желает благословить своего старшего сына Исава. Для получения отцовского благословения Исав должен изловить дичь и накормить отца





А меж тем коварная Ревекка, "болеющая" за победу своего младшенького Иакова, надоумила последнего обмануть отца. И вот Иаков, одетый в одежду брата, завернутый в козлиную кожу (ибо Исав лохмат, а сам Иаков гладок) с приготовленным по маминому рецепту козленком получает обманом отцовское благословение.
И тут прямо просится сказать, что если Исаак - это прообраз Христа, то прообраз Церкви Ревекка одурачила его на ровном месте. Ой, что это я говорю...



Месть Исава вполне прогнозируема, а потому подученный матерью Иаков сделал ноги.



Иаков по пути в Сирию (ох уж эта Сирия!) уснул, положив под голову камень. Во сне он увидел лестницу на небо, по которой ангелы восходят к Богу. Очнувшись ото сна, Иаков понял, что уснул на святом месте, помазал подголовный камень маслом и дал обеты Богу



Мозаичисты пропустили кучу интересных историй (работу Иакова на тестя, женитьбу на Лии и Рахили, потрахушки с Зелфой и Валлой, побег от Лавана и т.д.) и одним махом перенесли героя к реке, на берегу которой он боролся с Самим Богом.
На этом мозаичная история из книги Бытия в соборе Монреале обрывается. Все, кто заинтересовались, призываются прочесть первоисточник - там еще суперистория Иосифа впереди будет!

К сожалению, у мозаик был, кроме авторов, еще и заказчик. Именно он, собака, виноват в том, что вместо еще двух эпизодов из книги Бытия нас угощают маловразумительными историями из жизни святого Кастренция. Кастренций внезапно для всех стал патроном собора Монреале, потому что его мощи архиепископ Капуи подарил Вильгельму Доброму на свадьбу. Не сервиз или мультиварку, а набор костей получили в подарок Вильгельм с Иоанной; нужно ли удивляться, что у пары так детей и не получилось - с такими вот подарками.






Автор вынужден расписаться в том, что незнаком с житием святого Кастренция, но вроде бы происходящее на мозаике ясно и без знания этого литературного памятника.

Но Евангелие-то все читатели блога читали? Если нет, то поспешите это сделать, так как следующий рассказ будет посвящен мозаичному циклу о чудесах Христовых.

И снова богомудрый Sibeaster
Благовествует на страницах блога.
Бесплатно, я прошу отметить.
Стыдитесь, господин Кураев!

Сицилия, Собор Монреале

Previous post Next post
Up