На первый взгляд интерьер собора святого Николая в Никозии покажется неинтересным. Неужели ради этого я ехал сюда по горным дорогам три часа?!
Но нужно вспомнить, что последнее (на настоящий момент) освящение собора состоялось в 1856 году; видимо, это случилось после реставрации, так что интерьер в нынешнем виде - это XIX век. Но не спешите отчаиваться: подлинные сокровища прошлого надежно попрятаны в соборе по углам!
В левом ближнем к главному входу (к Райским вратам, которые сейчас закрыты на реставрацию) можно увидеть купель работы Антонелло Гаджини (1497-1499) и табернакль, выполненный учениками Гаджини - Антонио Ванелла и Андреа Манчино.
Кроме неизбежных путти, на купели Гаджини изобразил сцену первородного греха, от горьких плодов которого нас спасает крещение
Табернакль приходилось снимать в полумраке, но, кроме самой верхней сцены (Рождество) всё, вроде бы, видно.
Тайная вечеря. Обратите внимание: скульпторы попытались выполнить "вид сверху"
Два пророка не надписаны (ну или время стерло их имена); скорее всего, это Исайя с Иеремией
Омовение ног
Моление о чаше. Чтобы разогнать сгущающийся греховный мрак, Христос пользуется подсвечниками!
Предательство Иуды. Обратите внимание, на притаившегося Петра, готового нанести удар ножом!
Иисус перед Пилатом
Поругание Иисуса в претории
Снова Иисус перед Пилатом. Напомню, что в великую пятницу римского обряда читаются страсти по Иоанну, а там Пилат беседует с Иисусом дважды.
Распятие
Воскресение
Вики утверждает, что перед нами Петр и Павел, но я в сомнениях...
Теперь перейдем в правый ближний (к тем же Райским вратам) угол: здесь нас ждет еще одна работа Антонелло Гаджини (1520), выполненная им для церкви Санта-Мария-делла-Мизерикордия, но позже перенесенная в собор
Как ни странно, но барокко в интерьере практически не осталось; вот только левая апсида
Есть в соборе еще одна статуя Гаджини, вернее его школы, - Богородица Победы, созданная в честь победы христианского флота над турками при Лепанто.
Кстати, о Лепанто. В Риме есть одноименная станция метро, и во время поездки на пасхальную папскую мессу автор испытал культурный шок и разгибание духовных скреп, когда услышал, на какой слог надо ставить ударение в "Лепанто". Как вы думаете, ЛЕпанто, ЛепАнто или ЛепантО?
А в следующий раз я покажу вам резные седалища в пресвитерии.
PS. Комментарии с вариантами прочтения Лепанто пока скринятся. Чтобы каждый отзывающийся не оглядывался на предшественников.