Уже три года назад я понял, что Модена - это город не только одного супер-романского собора; здесь есть еще много интересного. Например, галерея Эстенсе - собрание шедевров искусства от последних правителей Моденского герцогства. Семейство Эсте, как помним, соединяло в себе несоединимое: любовь к собиранию предметов искусства и любовь к расточительству этих самых предметов. Тем не менее, от Эсте и сменивших их на троне Эсте-Австрийских (младшая ветвь Габсбургов, идущая от одного из сыновей Марии-Терезии) в Модене сохранилась достаточно интересная коллекция, которую показывают в
галерее Эстенсе. Три года назад я вам уже кое-что
показывал, сейчас будет продолжение.
Я уж замучал вас, наверно, своими похвалами нашему славному собрату по перу и шпаге
j-j-j, открывшему для меня волшебный мир местной терракоты. Но похвала заслужена, а потому должна быть воздана. А потому начнем с терракоты.
Пьета (1443-1448), автор
Микеле да Фиренце. Общий вид я уже показывал, поглядите детали:
"Голова старика" (Гвидо Маццони, мы с вами видели его
"Пьету" в Буссето)
Еще один знакомый нам автор: Никколо д'Арка, мы видели его "Оплакивание Христа" в
церкви Санта-Мария-делла-Вита и
арку святого Доминика в Сан-Доменико (обе церкви - в Болонье). Здесь же нам показывают "Святую монахиню"
Ну а теперь любимый автор
j-j-j Антонио Бегарелли.
"Мадонна дель Латте" (что-то вроде "Млечной Мадонны")
Спаситель. Просто Спаситель
Безымянный святой пилигрим
Святой Бонавентура
Необычная Пьета: Христа оплакивают купидоны путти.
В музейных поясниловках указано, откуда эти терракотовые (отбросим лишние эвфемизмы: глиняные) скульптуры перенесены в музей, да я позабыл их снять. Только одну запомнил, и то благодаря присно уже трижды поминаемому
j-j-j, а именно
Это - бюст некоего Лионелло Бельярди, некогда часть монументального семейного надгробия, находившегося в моденской церкви
Сан-Франческо. Французские революционные солдаты отнеслись к надгробию без должного пиетета, бюст Лионелло - один из немногих сохранившихся кусочков.
Далее будут картины.
Вот не слыхал доселе такого автора -
Паоло ди Джованни Феи
Симоне деи Крочифисси
Бартоломео Бонашия
У этого полотна два автора: Франческо Бьянки Феррари и Джованни Антонио Скаччери
Уже упоминал три года назад, но повторюсь: во внутреннем дворе Палаццо Музеи можно совершенно безвозмездно побродить по лапидарию - коллекции античных и средневековых надгробий и саркофагов.
Прямо при входе можно увидать монументальный саркофаг Корнелии Максимины и Веттия Сабина. Все его четыре стороны достойны лицезрения.
А вот вам средневековая эпитафия Пьетро делла Рокка (умер в 1362г) - медика, работавшего на короля Иоганна Чешского и его сына императора Карла IV.
(и да, теперь ни один хулитель не сможет сказать: в этом блоге тема сисек не раскрыта!)
Детали:
А это - эпитафия Пьетро да Судзара, известного в XIV веке юриста:
Еще один медик - Джакопино Каньоли (умер после 1345 года)
Ну и для читательниц, они же любят мужчин красивых и здоровенных))) Фрагмент надгробия Бернардино ди Монтебаранцоне:
Теперь о грустном. Я честно добрался до двух бегареллиевских церквей - Сан-Пьетро и Сан-Франческо и не менее честно пытался запечатлеть находящиеся там работы Бегарелли. Увы, силы тьмы оказались сильнее моего фотоаппарата. Ура, они не смогли одолеть воина света j-j-j, поэтому даю ссылку на два его рассказа:
Сан-Франческо и
Сан-Пьетро.
Ну а я предлагаю вам переместиться в собор: как оказалось, в прошлый раз я далеко не все там разглядел...