Из зон, недоступных простому смертному, мы переходим в главный неф Палатинской капеллы, который можно без помех рассматривать. Мозаики на темы из книги Бытия здесь выполняли уже не выписанные из КПоля греки, а свои местные мастера. Предположительно мозаики главного нефа были выполнены при преемнике Рожера II - Вильгельме I Злом (правил в 1154 - 1166 годах.) При осмотре каепллы нужно всегда держать в памяти аналогичный цикл из собора Монреале. В соборе места гораздо больше, и поэтому там все сцены выписаны с размахом. В капелле же места гораздо меньше, поэтому сюжеты теснятся и наезжают один на другой. Напомню, что бОльшая часть иллюстраций в этой серии постов являются сканами из хорошей дорогой книжки, купленной в Палермо, но будут и мои фотографии.
Повествование начинается в верхнем регистре южной стены. На иллюстрации мозаики показаны одна под другой, в натуре же они идут по горизонтали.
Перед нами проходят первые дни творения:
- новосозданная земля пуста и безвидна, и Дух Божий ( в виде голубя) носится над водами;
- небесная твердь разделяет воды на те, что над твердью, и на те, что под твердью;
- воды на земле собираются в моря; на земле произрастают первые растения;
- на небе создаются большое и малое светила, а также звезды;
- в водах появляются рыбы, а в воздухе - птицы;
- наконец созданы животные и Адам;
- седьмой день - Бог упокоился от трудов (в Монреале Он сидит на шаре, в Палатинской капелле - на стульчике)
- Адам вводится в рай;
- из ребра Адама создана Ева.
Повествование переходит в верхний регистр северной стены; здесь мы видим продолжение книги Бытия - от грехопадения прародителей до постройки Ноева ковчега
- Змей соблазняет Адама и Еву;
- Бог обличает согрешивших прародителей. Здесь, как и в Монреале, повторяется анекдотическая сценка "Это не я, это он": Адам указывает на Еву, Ева - на змея;
- изгнание из рая;
- труды прародителей;
- жертвы Каина и Авеля;
- убийство Авеля;
- Адам, Ева и маленький Сиф;
- вознесение Еноха;
- Ной с женой и сыновьями;
- Ной строит ковчег
Внимательный зритель заметит (насколько позволит ему нечеткое фото), что манера мозаичистов резко меняется на сцене убийства Авеля. Только не надо думать, что мастера так впечатлились первым убийством на земле, что после этого стали лепить горбатого. Все гораздо хуже. В короткое время пребывания короля Фердинанда III на Сицилии (1799-1802, 1806-1815) набожный монарх возжелал соорудить для себя новое удобное место для молитвы в капелле. Во исполнение королевской воли на северной стене был сооружен балкон, на который можно было прямо из покоев. Мешавшие мозаики XII века были уничтожены. Потом реставраторы балкон изничтожили, но воссоздать стиль XII столетия они не смогли - в результате сцены от убийства Авеля до строительства Ноева ковчега были созданы в XIX веке заново с очевидной потерей замысла и стилистики.
Мы возвращаемся на южную стену и смотрим на нижний регистр мозаик: здесь заканчивается история Ноя, и начинается - Авраама.
- Ной с семейством плывет в ковчеге. Обратите внимание на голубку с веточкой в клюве и ворона, клюющего тело утопленника;
- Ной выходит из ковчега, Бог заключает с обновленным человечеством завет (знак его - радуга). В Монреале эта сцена распалась на две: выход зверей из ковчега и жертва Ноя;
- сбор винограда и Хамов грех;
- строительство Вавилонской башни;
- Авраам и три ангела под Мамврийским дубом
- на самом правом краю видна сцена посещения ангелами дома Лота в Содоме. К сожалению, сами ангелы "не попали в кадр", а у них там такие выпученные глаза! Немудрено, прийти на землю и быть изнасилованными!
Повествование вновь перекидывается на северную стену; здесь мы увидим Лота, Авраама, Исаака и Иакова
- гибель Содома, Лот с дочерьми бежит в Сигор, жена Лота превратилась в столп;
- жертвоприношение Авраама;
- Ревекка и раб Авраама: сначала она поит верблюдов, а затем отбывает к месту назначения;
- благословение Иакова Исааком;
- лестница Иакова;
- справа полностью не влезла сцена борьбы Иакова с ангелом (теперь-то мы знаем, что ангела звали Уриил!)
Еще раз подчеркну: в Монреале вся эта история изложена с бОльшими подробностями, так как там места было побольше. Если руководствоваться привычной датировкой мозаик главного нефа Палатинской капеллы (1154-1166), то получается, что мастера, работавшие в Монреале в 1183-1189 годах, явно вдохновлялись увиденным в королевской часовне.
Теперь покажу некоторые мозаики покрупнее: фотографии получше - это сканы из книжки, похуже - мои собственные.
Вот они, выпученные от дурного предчувствия глаза ангелов!
Напомню, что бОльшая часть главного нефа для туриста недоступна: там за ограждением стоят стулья для молящихся. Поэтом желающим рассмотреть цикл этих мозаик приходится бегать туда-сюда по капелле, сталкиваясь с вливающимся потоком одних посетителей и расталкивая других, разинувших рты перед пресвитерием. Особенно мешают те товарищи, которые усаживаются перед пресвитерием, сколько раз я об их ноги спотыкался)))
Что поделаешь: более комфортных условий нам не предлагают)))