Продолжение рассказа о приключениях четвертого и пятого дней моих странствий по Апулии. Сегодня рассказ о пятом дне.
Начался он около 7-00 утра в Монте-Сант-Анджело, в гостинице рядом с Пещерой архангела Михаила. Холодная ночь и вчерашний дождь породили густой туман, так что полчаса я бродил по городку, как по Лондону времен Диккенса. А затем небо неожиданно расчистилось, и вышло солнце. Вот вам и капризы погоды))) Рассказ о Монте-Сант-Анджело обязательно будет позже.
В 10-10 у меня был автобус до Сан-Джованни-Ротондо. Эта часть путешествия сформировалась в моем мозгу буквально за неделю до вылета. Дело в том, что на сайте
SITA, где расписания висят неизменно по пять лет, долгое время не было расписания прямого автобуса из Монте-Сант-Анджело в Сан-Джованни-Ротондо. Обратное - было, а прямого - нет. Но, как уже сказано ранее, за неделю до вылета оно появилось, и пришлось под это спешно пересматривать программу. Так что около 9-30 я пошел из отеля на остановку автобуса. Насколько этот путь отличался от вчерашнего: оказалось, Монте-Сант-Анджело - очень приятный городок с массой людей и машин на улицах, а вчера казалось, что здесь безлюдное болото...
На остановке автобуса дожидалось довольно много людей, так что путь к падре Пио обещал проходить в приятном обществе. Еще вчера я заметил рядом с остановкой бар - табаккерию, где я думал купить билет. На всякий случай напомню, что SITA - компания приличная, билеты нужно покупать заранее. И вот выясняется, что в баре билетов не продают! Других магазинов и баров в округе не наблюдалось, возвращаться в центр городка было некогда, и пришлось действовать напролом. При входе в автобус я объяснил водителю, что я приехал издалека, и билета у меня нет (вот и пришлось сыграть в игру: "Сами мы не местные"). Водитель, похоже, нагляделся в жизни на попрошаек и заявил, что без билета пустить меня не имеет права. Видимо, лицом я своим не владею, и на нем отразилось огорчение: дело в том, что следующий автобус в Сан-Джованни-Ротондо уходил через три часа и уже не вписывался в намеченную программу. Водитель умилосердился и обратился к пассажирам с просьбой продать мне лишний билетик. Билетик этот нашелся у древней старушки, которая и продала его мне. Надеюсь, что падре Пио был таким же отзывчивым к ее мольбам)))
Автобус SITA, направляющийся в Сан-Джованни-Ротондо, сначала описал круг вокруг Монте-Сант-Анджело, и одна из его остановок, как оказалось, находится буквально в минуте от моего отеля. Зря я утром шел через весь город, зря я унижался перед водителем - на автобус можно было сесть чуть ли не в дверях гостиницы, да и купить билет можно было где-то рядом. Для тех, кто поедет по моим стопам, даю
план с тремя остановками: первая - это кольцо, вторая -около замка (А мне на него не хватило времени, эх, кто бы дал мне этот план заранее!), третья - около гостиницы (и совсем рядом с Пещерой). К автобусу, идущему в Фоджу, эта информация не относится: он уходит с кольца, никуда больше не заезжает и сразу же начинает спуск с горы.
Насколько тяжелой была, по ощущениям, была дорога из Манфредонии вверх до Монте-Сант-Анджело, настолько простым был спуск с горы в направлении к Сан-Джованни-Ротондо. Может быть, дело было в солнечной погоде, может, история с билетиком от старушки подняла мне настроение, но я даже и не заметил этого спуска. Рассказ о Сан-Джованни-Ротондо будет обязательно, но попозже.
Из Сан-Джованни-Ротондо в Фоджу я возвращался на прямом автобусе. Они ходят буквально каждый час. Благодаря падре Пио, захолустная деревушка превратилась в важнейший паломнический центр: сюда ходят прямые автобусы даже из Рима (сам бы не поверил, но видел своими глазами) и Неаполя.
В Фоджу я торопился не просто так: на вторую половину дня у меня был намечен еще один радиальный выезд в Мельфи. Возможно и даже несомненно, около Фоджи есть много интересных мест (я уже их перечислял: Лучера, Троя, Бовино и масса городков на побережье полуострова Гаргано), но Мельфи их всех победил: еще бы, это - самый первый город, занятый норманнами, их база, их первая столица.
Фоджа - это большой ж/д узел, здесь сходятся несколько главных и второстепенных линий. Мне предстояло ехать по одной из последних - по линии Фоджа-Потенца. Хоть и линия и второстепенная, но, как можно убедиться из расписания, с весьма интенсивным пассажирским движением: еще бы, в горах Базиликаты она является единственным общественным транспортом. Как водится, поезда по таким захолустным дорогам ходят с некоторым пренебрежением к расписанию. Мой поезд мало того, что отбыл из Фоджи с получасовым опозданием, так еще и по пути простоял еще полчаса в ожидании встречного поезда; в результате вместо одного часа (по расписанию) я ехал два))) Более того, ждали мы не таких же пассажиров, как мы, а грузовой поезд с новенькими FIAT'ами; даже в такой глуши автомобилисты умудрились помешать регулярному ж/д сообщению!
Откуда здесь взялся поезд с FIAT'ами, - спросите вы. Сейчас отвечу.
По пути обратите внимание на захолустную станцию с громким названием Роккетта-Сант-Антонио-Лачедония; вот вам типичный пример истории Sic transit gloria mundi. Некогда это был важнейший ж/д узел: здесь от основной линии Фоджа-Потенца ответвлялись две второстепенных: направо уходит ветка на Авеллино, движение по которой закрыто в 2010 году; налево - линия на Джойя-дель-Колле, по которой с 2011 года пассажирское движение закрыто и заменено автобусами. Так в одночасье станция Роккетта превратилась из важной узловой в обычный полустанок, на котором даже не все поезда Фоджа - Потенца останавливаются. Фотографии этой станции можно поглядеть (и заодно поразмышлять о преходящей мирской славе)
здесь.
А поезд с FIAT'aми приехал как раз со станции Сан-Никола-ди-Мельфи, расположенной на закрытой линии Роккетта - Джойя-дель-Колле. На станции Сан-Никола-ди-Мельфи находится большая промзона, в том числе и завод FIAT. Ради этой промзоны даже сохранили товарное движение между Роккетой и Сан-Никола-ди-Мельфи.
После станции Роккетта вид местности резко меняется: до этого поезд ехал по бескрайним скучным апулийским равнинам, а после он начал резко взбираться в гору (на этом перегоне мы набрали 300 метров высоты). Нигде в Италии, пожалуй, я так четко не осознавал границу между двумя соседними областями: Апулия - это плоская равнина, Базиликата - это горы. Промчавшись через несколько горных долин и туннелей, поезд причалил в Мельфи. Мы опоздали на час, и на платформе скопилась масса желающих уехать. Среди будущих пассажиров находилась целая юношеская футбольная команда. Когда через пару часов я уезжал обратно в Фоджу, те же футболисты, кстати, из поезда выходили; получается, что они поездом ездили куда-то в соседний городок на матч; вот какая забавная иллюстрация важности железной дороги в этих краях.
О Мельфи будет, разумеется, отдельный рассказ.
Обратный путь до Фоджи прошел без приключений (если не считать получасового опоздания, но к этому я уже привык). А вот в Фодже случился финальный аккорд: пока я мирно стоял перед электронным табло в ожидании поезда до Бари, ко мне подошли двое полицейских и потребовали предъявить документы.
Собственно, если бы это случилось в России, я бы не удивился. Мы тут уж давно привыкшие, что за хлебом в магазин нужно идти с паспортом, а то вдруг ты встречному менту не понравишься (2020-и то не говоря о паникодемии фейковируса и куэр-кодах). Но в Италии такое случилось со мной впервые. На станции было полно людей не слишком европейской внешности, слегка небрежно одетых и с необъяснимо большими чемоданами. Из всей этой толпы двое героев в форме выбрали почему-то меня.
Уже по пути из Фоджи в Бари мне задним числом стали приходить в голову возможные последствия этой встречи. Дело в том, что я никогда в Италии не хожу с паспортом: tax free я не оформляю, в бары, на стадионы и прочие места с возможными потасовками я не хожу. В тот вечер паспорт был со мной только потому, что ночевал я в стороннем отеле, а в гостинице при заселении документ требуют.
Сначала полицейские долго, страница за страницей, листали мой серпасто-молоткастый. Затем один из них, держа паспорт в руках, стал куда-то звонить по мобиле. Его абонент не стал с ним разговаривать сразу, но перезвонил через пять минут (все эти пять минут я стоял на вытяжку перед стражами порядка на глазах изумленной общественности). Приняв звонок от неизвестного мне собеседника, мой полицейский стал буква за буквой диктовать мои ФИО и дату рождения, потом последовала еще пауза, после чего паспорт был мне возвращен со словами: "Все нормально". Что это было, в чем была моя вина перед родиной Данте, и с какого момента нужно было мысленно сушить сухари, я так и не понял. Единственный вывод: паспорт придется носить с собой всегда, что-то сломалось у них в Италии по части гостеприимства.
Собственно всё. Со следующего раза мы с вами будем шаг за шагом исследовать Канозу, Барлетту, Монте-Сант-Анджело, Сан-Джованни-Ротондо и Мельфи.