Паки Катания - часть 9. Церковь Сан-Никола-аль-Арена

Sep 12, 2016 22:43

В течение трех последних постов мы с вами рассматривали бывший бенедиктинский монастырь Сан-Никола-аль-Арена. Теперь пришел черед монастырской церкви - одного из самых больших барочных храмов Сицилии.

Внешне все выглядит обескураживающе:


Да-да, вот это строение, похожее скорее на циклопическую развалину, чем на церковь, и есть монастырский храм святого Николая. Он так и не был достроен, затем пострадал в последнюю войну, долгое время он стоял десакрализованным и лишь в 1989 году был возвращен бенедиктинской монашеской общине. В первые мои приезды в Катанию Сан-Никола был жалким зрелищем: кровля протекала, а потому внутри царила разруха и запах вечно мокрой штукатурки. В какой-то момент церковь была вообще закрыта из-за угрозы обрушения несущих конструкций. В текущем 2016 году дела обстоят уже несравненно лучше; ежедневно до 14 сюда можно попасть; можно надеяться, что через какое-то время гиды начнут водить сюда экскурсии и хвастаться самым большим городским храмом. Пока же сюда мало кто доходит - с десяток любопытствующих бродят по огромному помещению.

Первый храм на этом месте начали строить в 1578 году. Еще незавершенное здание было повреждено во время извержения Этны 1669 года. В 1687 году на месте руин началось стрительство новой церкви по проекту Джованни Баттиста Контини (1641-1723), учившегося в Риме у Бернини. Римский вообще и берниниевский в частности проект чувствуется в Сан-Никола: уж больно всё гигантское получилось. Кроме Контини в строительстве Сан-Никола поучаствовали Франческо Батталья и Стефано Иттар (ему принадлежит купол)


Купол я вам уже показывал - вид из Сада новициев.

В 1797 году строиительство фасада, который должен соответствовать гигантским размерам храма, было прервано по финансовым соображениям, да так и не возобновилось. А в 1866 году монастырь был секуляризован, атк что достраивать церковь стало некому.

Сан-Никола в плане представляет собой трехнефную базилику (105 на 62 метра) с трансептом (ширина в трансепте - 71 м), увенчанную куполом (макс. высота 66 м). Такую махину на колоннах не удержишь, а посему внутри мы видим мощные пилоны.



Главной достопримечательностью церкви был некогда оргАн работы Донато дель Пьяно. Для своего времени это был гигантский инструмент с 2 916 трубок, шестью мехами, а  играть на нем должны были три органиста. После секуляризации оргАн растащили, оставшиеся части пострадали от бомбардировок во Вторую Мировую, так что нынешний оргАн - это лишь тень прошлого



Пресвитерий можно разглядеть сверху в ходе экскурсии по бывшему монастырю; посетителей выводят на балкон слева от алтаря.








Хоры, кстати, подлинные XVIII века - работы Николо Баньяско.

В трансепте можно видеть меридиан (1841 год)



Боковые капеллы потихоньку восстанавливают (до этого они был все в разводах от протечек).








(Удачно люди в кадр попали - можно оценить циклопические размеры)







Не пропустите при входе две чаши (я бы сказал чашищи) для святой воды:






Пока что всё. По мере восстановления церкви здесь можно будет увидеть, надеюсь, еще много интересного.

Ну а с Катанией мы на этом прощаемся. Со следующего раза я попытаюсь показать вам то немногое, что удалось посмотреть во второй половине воскресного дня в Агридженто.

Сицилия, Катания, Валь-ди-Ното

Previous post Next post
Up