Снова Рагуза - часть 9. Собор Сан-Джованни-Баттиста

Jul 11, 2016 22:20

Этим летом я, по следам собственного путешествия двухлетней давности, выехал на два дня из Палермо в Валь-ди-Ното. Первоначально предполагалось, что в первый день на автобусе я приеду в Рагузу, погуляю там , а вечерним поездом переберусь в Модику. Во второй день утром предполагалось выехать на автобусе в Испику - ранее не виданный мной городок с двумя известными барочными храмами; затем вернуть на автобусе в Модику, еще раз ее пройти, а вечером вернуться на автобусе в Палермо. Жизнь внесла свои неожиданные коррективы: буквально за две недели до отъезда я обнаружил на сайте Трениталии, что появилась возможность добраться на поезде из Рагузы в замок Доннафугата (в предыдущие годы это было нереально). В связи с этим программу пришлось перекроить: на обзор Рагузы в первый день оставалось около трех часов, затем следовало доехать до Доннафугаты, а уже оттуда поездом перебраться в Модику. Получается, что из-за внезапно нарисовавшегося на горизонте замка Доннафугата рагузская часть путешествия сократилась, но и за эти три часа я успел освежить в памяти все ранее увиденное. Наградой же за мои бега по горам Рагузы стало посещение и, как мне кажется, неплохое фотографирование двух рагузских барочных храмов.

Итак, начнем с кафедрального собора Сан-Джованни-Баттиста, находящегося в "новом старом городе" Рагуза Супериоре (как получилось, что в Рагузе есть два исторических центра рассказано здесь, там же находятся фотографии соборного фасада). Мой автобус прибыл в Рагузу около 12 часов, потом я, понадеявшись на собственную память, еще малость проплутал от автостанции до собора (мой вам совет: идите строго по карте, там путь какой-то нетривиальный), так что к собору я подошел в 12-30. К моему удивлению, храм был еще открыт (оказывается, сиеста в соборе начинается в 13-00), и мне удалось качественно погулять внутри. Напомню, что нынешнее здание собора построено в 1718 - 1778 годах, и перед нами ценнейший образец сицилийского барокко.



Главный неф...



и его свод

Далее мы с вами будем идти по правому нефу от входа к алтарю. Первая капелла - это баптистерий, который я вам показывал в прошлый раз. Увы, с освещением там лучше не стало, так что прекрасные фрески 1950х годов пока что остаются мною запечатленными в очень размытом виде. Зато во всех остальных капеллах со светом было прекрасно))) Главным образом я призываю вас смотреть не на живопись (там все больше академизм XIX века), а на сопутствующие барочные "финтифлюшки" - лепнину, позолоту, витые колонны и т.п.



Капелла святого Исидора Агриколы (алтарный образ - 1773). Вы тоже не знали такого святого? Почитайте! Конечно, реальное зерно в его истории маловато, зато какие чудеса из того зерна проросли!

Деталь стены капеллы:





Капелла святого Григория Великого, папы Римского (алтарный образ - 1896, Паоло Ветри)



Капелла Непорочного зачатия (образ 1865 года, предположительно Дарио Кверчи)

В правом трансепте находится алтарь Рождества. Ценна там не картина, а сопутствующая лепнина. Что-то мне помешало снять детали покрупнее (лень, наверно), но я исправился в левом трансепте (см. ниже)



Пресвитерий с фресками на вид конца XIX века, рассказывающими о жизни титульного святого









Слева от пресвитерия капелла в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. Дабы не травмировать нашу психику, художник Паоло Ветри выбраля для алтарного образа (1906) буколическую сцену с юным Иоанном Крестителем в пустыне. Девочка на шаре с овечкой - не фантазия художника, он ее писал с юной дочки маркиза Скинина (Schinina'), выздоровевшей от тяжелой болезни по молитвам к пророку; видимо, картина заказная вотивная.



В той же капелле слева и справа соответственно рельефы со сценами рождества и смерти Иоанна Крестителя:






А вот и обещанный левый трансепт - капелла, имеющая двойное посвящение: Распятию и Богородице Доброго Совета (Buon Consiglio, достаточно частое посвящение; вспомним, что неаполитанские катакомбы Сан-Дженнаро "накрыты" одноименной базиликой)



Бронзовое распятие добавлено в 1967 году, а вот лепные фигуры добродетелей (Веры, Милосердия и Надежды) выполнены в 1774 году (авторы- Дж. Джанформа и Серафино Петролио)





(а Милосердие получилось в моем исполнении мелковатым - горе мне, грешному!)

Капелла Бичевания (конец XVIII - начало XIX века, имя автора у меня на фото вышло расплывчатым)



Капелла "Трёх Марий" (алтарный образ - 1943 год, автор Сальваторе Касконе)



К этому моменту служитель стал непрозрачно намекать, что хочет обедать, а посему иностранному синьору пора покинуть святое место. Поэтому две последующих капеллы остались безымянными - я не успел заснять памятку.






Стены главного нефа украшены лепниной; правда, математик назвал бы это периодической дробью - эта пара англочков повторялась над каждой колонной:



Выйдя из собора, я пошел стандартным маршрутом в сторону "старого старого города" Рагузы Ибла. Что можно увидеть по пути, показано здесь: раз и два
По второй ссылке можно мельком глянуть на церковь Санта-Мария-дель-Итрия (т.е Одигитрия). Она в прошлые мои приезды всегда оставалась закрытой, а в этот раз внезапно была открыта, да еще и во время сиесты (между 13 и 14 часами!). Что я там увидал, покажу в следующий раз.

Сицилия, Рагуза, Валь-ди-Ното

Previous post Next post
Up