Парма - часть 10. Покои аббатисы в Сан-Паоло

Jun 04, 2016 22:34

Еще один важный памятник Пармы - покои настоятельницы бенедиктинского монастыря Сан-Паоло, одну из комнат которых расписывал Корреджо - это была его первая крупная работа (1519 - 1520).

Женская бенедиктинская обитель Сан-Паоло была основана на рубеже X - XI веков пармским епископом Сиджефредом (Sigefredo) II. Расцвет обители пришелся на конец XV - начало XVI столетия, когда аббатисами здесь были последовательно Чечилия Бергонци (Cecilia Bergonzi) и Джованна да Пьяченца, а в монахини сюда шли представительницы знатнейших семей Пармы. В 1810 году французские власти закрыли монастырь, и с тех пор его здания занимают различные светсвие учреждения.

Самой известной насельницей Сан-Паоло была Маргарита Фарнезе (https://it.wikipedia.org/wiki/Margherita_Farnese; 1567-1643), бывшая жена Винченцо I Мантуанского. По истечении двух лет  после свадьбы Винченцо заявил, что из-за особенностей телосложения Маргариты их брак так и не свершился; аннулированием брака папа поручил заниматься святому Карло Борромео. Хотя высочайшая комиссия приняла сторону супруга и признала брак несостоявшимся, по Европе поползли слухи о мужской несостоятельности самого Винченцо. Поэтому, когда герцог Мантуанский посватался к принцессе из рода Медичи, ее родня потребовала от жениха доказательств его потенции. Дальнейшую скабрезную историю я здесь пересказывать не буду, её легко найти в сети. Мы же вернемся к отвергнутой Маргарите, которая, опозоренная публичным процессом, на котором почтенные мужи обсуждали ее гениталии, вернулась из Мантуи в Парму и приняла здесь постриг в обители Сан-Паоло. Под конец жизни она стала аббатисой в другом пармском монастыре - Сан-Алессандро. Уже одной этой истории было бы достаточно, чтобы помнить о Сан-Паоло.

Но в историю искусства Сан-Паоло вошел как место первой большой пробы кисти Корреджо. В 1519 -1520 годах он по заказу настоятельницы Джованны да Пьяченца расписал одну из комнат в ее покоях. Предполагается, что в этой работе Корреджо был вдохновлен ранее виданными им фресками Рафаэля в Ватиканском дворце, "Тайной вечерей " Леонардо и не дошедшей до нашего времени капеллой Мантеньи в римском Бельведере. В свою очередь фрески Корреджо в Сан-Паоло послужили отправной точкой для Аннибале Каррачи в его росписи в римской галерее Фарнезе. Так что Покои аббатисы в Сан-Паоло занимают некое место в зале славы мирового художественного искусства. При этом следует учесть, что с 1524 по 1774 годы покои были закрыты для сторонних посетителей, и в конце XVIII века эта первая работа Корреджо была открыта миру во второй раз.

Корреджо превратил обычную комнату в подобие беседки, окруженной волшебным садом. Предполагается, что мастер обыграл сходство имени заказчицы  и римской богини охоты Дианы. Отсюда все эти орудия охоты в руках голых путти и зверушки. Думаю, современному доктору было бы интересно поговорить с аббатисой: такое количество обнаженных мальчиков, пухлых овечек  и запретных плодов (в буквальном смысле) явно указывает на некие психологические проблемы настоятельницы. Как бы то ни было, Корреджо справился с поставленной задачей: фрески великолепны (если, конечно, забыть, что они написаны для личных покоев монахини).

Комната небольшая (7 на 6,95 м), так что я встал в центре, под гербом Джованны



и вращался по часовой стрелке.
























Монохромные фигуры в люнетах расшифрованы: среди них есть и аллегории на добродетели аббатисы, но бОльшая часть - это языческие боги и богини.

На предыдущую показанную мной работу Корреджо (купол с Вознесением Богородицы в Пармском соборе http://sibeaster.livejournal.com/204813.html) я получил неожиданную гневную реплику от одного из клерикальных читателей: вот мол, какова эта прелестная католическая духовность (это про голые ноги взлетающей Богородицы), никогда я (т.е. он, комментатор) с этими католиками не объединюсь. Все читатели мне дороги, а потому повторюсь, что и меня несколько смущает тематика фресок в покоях (номинально келье) настоятельницы женского монастыря; как-то не увязываются в моей голове выше показанные сцены с постом и молитвой. В оправдание себя, Корреджо и католической духовности робко рискну заметить, что то было тяжкое для духовности, но прекрасное для искусства время Возрождения. Все последующее европейское искусство опирается на опыт Ренессанса, и ни один здравомыслящий человек не потребует от искусства вернуться назад, в до-Ренессансное время (хотя...ведь были прерафаэлиты). А вот в духовной жизни европейское христианство давно изжило из себя все это соблазнительное Возрождение. Так что, почтенные православные клирики, не надо метать в католиков громы и молнии из-за Корреджо)))

Маршрут по маленькому музею построен так, что фрески Корреджо находятся в конце, перед самым выходом. А посему я, виноват, уделил этой комнате мало внимания, так как перед ней была не менее интересная (хотя и не столь знаменитая) комната, расписанная Алессандро Аральди в 1514 году. Буду уж совсем честным и сознАюсь, что из-за минимума информации на музейных стендах я вообще счел обе комнаты работами Корреджо. Так что получилось, что фрески Аральди я снимал гораздо тщательнее. За нерезкость простите, в обеих комнатах под потолком устанвлены мощные прожекторы, "засвечивающие" часть кадра. С другой стороны, без подсветки вообще ничего бы не удалось заснять)))
























Некоторые детали покрупнее:























На фоне Аральди фрески Корреджо выглядят почти целомудренно, не так ли? БОльшую часть аральдиевсих существ я даже назвать не могу: грудастые гарпии, пускающие огненные ветры сатиры, крылатые драконы и драконы с человеческими головами и т.д. Есть тут, кстати, и сценки из Писаний - именно сценки, они такие маленькие (в прямоугольных вставках).

Венчает эту комнату лжесветовой фонарь, через который на посетителей смотрят любопытные путти:


Мне не довелось увидеть "Брачный покой" Мантеньи в мантуанском Палаццо Дукале, но, говорят, идею Аральди явно позаимствована у Мантеньи. Остается надеяться, что несчастную отвергнутую Марагриту Фарнезе в покои настоятельницы не пускали - тяжко было бы ей смотреть на подобие фонаря, украшавшего ее комнату в Мантуе...

Как я уже говорил, в намеченный день - 6 января - музей Сан-Паоло был закрыт. Пришлось мне сюда забежать 8 января по приезде из Фиденцы; до поезда в Колорно была дырка в полтора часа, и я эту дырку заполнил рассматриванием творения Корреджо. Благо, Парма - город маленький, и от вокзала до Сан-Паоло от силы минут 10 пешочком))) В Колорно меня ждала запланированная неудача (а я так надеялся на чудо!), так что по приезде оттуда я еще и до Реджо-Эмилии успел добраться. Так что в один день я побывал аж в четырех городах)))

С Пармой мы еще и не думаем прощаться: мы же еще в дворец Пилотта не зашли! А кто в Пилотте не бывал, тот Корреджо не видал)))

Корреджо, Парма, Эмилия-Романья

Previous post Next post
Up