Собор Монреале. Капелла Распятия

Jul 24, 2015 23:30

Я уже писал три года назад об этой капелле, но, перечитав тот пост и просмотрев те фотографии, решил написать все заново. Уж больно капелла прекрасна. Последний мой визит в Монреале был днем удач: о двух из них (работающие реставраторы в клуатре и открытая против всех правил капелла святого Бенедикта) уже упомянул, а третьей удачей было мое нахождение в капелле Распятия в полнейшем одиночестве. Других туристов не было, а сомтрительнице было на меня начихать, так что я имел возможность расматриватьт мельчайшие дитали и фотографировать со вспышкой.

Итак немного истории. Капелла Распятия была устроена в 1690 году по заказу архиепископа Джованни (или Хуана - он был испанцем по рождению) Роано. Часовня пристроена к основному зданию собора; вход в нее (увы, платный; 2 или 3 евро) расположен в левом трансепте. Первоначальный проект выполнен капуцином Джованни да Монреале, строительство возглавлял иезуит Анджело Италия да Ликата. Время постройки говорит само за себя - перед нами великолепнейший образец барокко.

Капелла Распятия представляет собой в плане шестиугольник с пристроенной апсидой. В апсиде Джованни Роано поместил ценнейшее распятие XV века, изображающее Крест в виде древа Иессеева, растущего из спящего Иессея с ветвями, изображающими иудейских царей.




Ближе:






В своде апсиды парит Святой Дух в окружении ангелов, а на распятие Сына взирает с небес Отец:






Доселе были фотографии трехлетней давности; вспышка в апсиде не помогла. Далее же будут новые фотографии с более качественной подсветкой.
Слева от распятия находится памятник основателю капеллы Джованни Роано, справа мы видим аллегоричекое изображение Милосердия:






Чуть дальше от алтаря находятся проемы, ведущие в две смежные комнатки, где устроен маленький музей Роано. Над левым проемом восходит Солнце, над правым - Луна.






Теперь вернемся в основную часть капеллы - шестиугольник; одна его сторона - это апсида, вторая - вход в капеллу, а четыре остальных заняты статуями четырех великих пророков:



Исайя



Даниил



Иезекииль



Иеремия

На этом строгое церковное искусство заканчивается, и начинается полет барочной фантазии:












Это все были подножия статуй пророков. Вы уверены, что увидели все лица, спрятавшиеся в барочных завитушках? Дальше их будет еще больше:


















Заметите ли вы без подсказки, раскатанное по свитку лицо на следующей фотографии?












Росписи купола капеллы, увы, не выдержали состязания с временем и сыростью. Зато частично уцелел наборный пол. Внимание: нам еще одного пророка показывают! Иону поглощает кит:






Капелла на этом завершается. Но есть еще комнатка справа от нее. Раньше я ею пренебрегал, а в этот раз посмотрел внимательно. Что я там увидал, расскажу в следующий раз.
Previous post Next post
Up