"Еще одно последнее сказание, и летопись закончена моя". Муратов и Ипполитов, рассказывая о Бергамо, в основном говорят о Лоренцо Лотто. Я же из духа противоречия запихал художника в последний пост о Бергамо. Сразу же скажу: мою встречу с Лотто можно считать несосостявшейся. Нет, я кое-что из его работ увидел, но сказать, что я пал ниц перед гением (как это было, например, с Порденоне в Кремоне или Джулио Романо в Мантуе), я не могу. Но коли великие искусствоведы почему-то записали Лотто в гении, я вам его покажу, а дальше уж решать вам самим.
Интарсии Лотто в Санта-Мария-Маджоре уже были показаны
раньше. В Верхнем городе есть еще одна церковь с работами Лотто, на этот раз фресками; называется эта церковь Сан-Микеле-ин-Поццо-Бьянко (т.е у Белого колодца). Твердо зная, что итальянские церкви обычно закрываются на обед, а потом открыты до вечерней мессы, т.е. часов до 6, я оставил осмотр Сан-Микеле напоследок, уже перед спуском на фуникулере вниз. Увы, у правил бывают исключения, и Сан-Микеле оказалось как раз таким исключением: она была открыта без перерыва, но до 5 вечера. Внутрь я зашел без четверти пять, в храме был темно, и внутренне я смирился с тем, что придется смотреть фрески впотьмах, а о фотографировании вообще не стоит мечтать. Но действительность была еще мрачнее: из полумрака нарисовался священник, сказавший, что церковь он закрывает, т.к. идет служить в другой храм. Так что фрески Лотто в Сан-Микеле и я разошлись в этом мире...Поэтому покажу лишь фасад:
Три церкви с полотнами Лотто находятся в Нижнем городе, и хронологически правильн было бы именно с них начать рассказ о Бергамо, но тут сыграло свою роль мое упрямство. Теперь же, когда упрямство восторжествовало, можно в Нижний город вернуться и показать вам последовательно два храма. Почему два? Потому что третий - Сан-Бернардино-ин-Пиньоло (на поверку крохотная церквушка) - зимой открыт для посещения только по воскресеньям или по предварительной договоренности. Увы, на дворе была зима, и договоренностей никаких не было, так что я поцеловал (фигурально говоря) дверь Сан-Бернардино и пошел дальше.
Церковь Санти-Бартоломео-э-Стефано выглядит так:
Почитатели Лотто идут сюда смотреть на "Пала Мартиненго" - образ за главным алтарем (фото из Вики).
Картина хорошо освещена, но публику в пресвитерий не пускают, так что смотреть приходится издалека.
Вторая "лоттовская" церковь - Санто-Спирито. Вот стОит ради этого храма открыть Ипполитова и увидеть, как автора карежит от современной скульптуры на фасаде здания. Маньеризм для Ипполитова - это чудо из чудес, фашистский конструктивизм (о нем он в главах о Комо и Брешии пишет) - великолепен, а вот современного голубя на фасаде Санто-Спирито душа искусствоведа вынести не смогла.
Г-н Ипполитов! Вот вам голубь поближе; что, что вас так в нем возмутило?
Полотно Лотто здесь находится в одной из боковых капелл справа, и понять, что именно этой картиной нужно восхищаться, можно только по волшебной кнопке, позволяющей включить подсветку. Я, наверно, выгляжу ужасным невеждой и циником, но, поверьте, без этой кнопки я не смог выделить картину Лотто (фото не мое) из числа многочисленных заалтарных образов с Санто-Спирито.
Ипполитова умиляет в этой картине маленький разжравшийся "Джованнино" - Иоанн Креститель, душащий в обьятиях ягненка (самый низ картины). Тут даже и комментировать нечего)))
Я бы не хотел навязывать читателям свое мнение о Лотто; может быть, я и был предвзят, но невозможно серьезно сравнить две приведенные выше картины с фресками Порденоне из Кремонского собора. Судите сами...