И ведь действительно в течение шести долгих рассказов я вам показывал всего лишь одну единственную бергамскую церковь Санта-Мария-Маджоре. Разумеется, не ей одной исчерпываются интересные места Верхнего города.
Центр Верхнего города - это две площади, разделенные зданием городской ратуши (Палаццо Раджоне). По одну сторону от ратуши находится пьяцца Дуомо с собором, базиликой Санта-Мария-Маджоре, баптистерием и епископским дворцом. По другую сторону находится пьяцца Веккья (Старая площадь) с Новым дворцом (Палаццо Нуово) и Львиным фонтаном. Удобнее всего окинуть взором этот маленький центр с верхней площадки Кампаноне - башни городской ратуши.
Это и есть кафедральный собор города - Сант-Алессандро. Несмотря на внушительную древность Бергамо, его собор по меркам Италии совсем новый: его построили в 1459 -1693 годах. До XV века в Бергамо было два собора: Сан-Винченцо (на его месте и стоит собор нынешний) и Сант-Алессандро, который нельзя путать с современным тезкой, потому что он стоял на другом месте и вообще был снесен венецианцами при строительстве городских укреплений. А нынешний собор начинали строить под названием Сан-Винченцо, и только в 1697 году он был окончательно переименован в честь святого Александра. Такая вот запутанная история.
Увы, невзирая на такую интригующую запутанную историю, собор мало интересен для зрителя. Внутри там средненькое барокко (не в смысле безликости, он как раз роскошен, а по замыслу), а фасад - вообще неоклассика (1866-1889).
Внутри мне понравилась лишь мрачная, отвергающая своим аскетизмом кричащую роскошь "верхней" церкви, крипта - место погребения бергамских епископов. Как все-таки хорошо, что западным братьям удалось победить возмутительную традицию посмертной роскоши - все эти пышные гробницы с ангелочками, плачущими дамочками, вытянувшимися во весь рост усопшими. Здесь же атмосфера, сравнимая с римскими катакомбами, - перед смертью все равны.
Фотография, увы. не моя; я был уверен, что собор сфотографирован вдоль и поперек участниками Вики, и потому даже фотоапапрат не доставал. По этой же причине я не могу вам показать дальнюю правую капеллу, ныне посвященную святому папе Иоанну XXIII - уроженцу провинции Бергамо. Помимо современного очень интересного памятника папе, в капелле хранится его тиара и часть облачений.
Вернемся на Кампаноне и бросим оттуда взгляд на дворец и сад епископов.
А теперь будем бездумно вращаться и смотреть по сторонам.
Слева современная церковь принадлежит местной семинарии. В простоте душевной я зашел в ворота и достал фотоаппарат, чтобы сфотографировать еще один интересный монумент папе Иоанну XXIII. И сразу же получил четкое предупреждение от проходившей мимо дамы: семинария - частное заведение, и постронним здесь нельзя ни ходить, ни фотографировать. Я для виду смирился, убрал фотик, дождался ухода дамы и попытался вновь запечатлеть для вас памятник. Дама откуда появилась вновь и пригрозила мне выдворением. Я не стал нарываться на конфликт с Римской церковью (хватит с нас схизм) и очистил территорию.
Что-то я отвлекся...Главное на фотографии - это, конечно, холм Сан-Виджилио, господствующий над верхним городом (хотя последний и сам на холме стоит). Мы туда еще поднимемся на фуникулере (по стопам Мортона и Ипполитова; оба были в восторге, и я их восторг разделяю).
Здесь холм Сан-Виджилио влез лишь боком, а основное внимание нужно обратить на окружающие селения: видно, какая здесь не свойственная Ломбардии пересеченная местность. В кадр попала церковь Санта-Мария-дель-Кармине, открытая, кстати, и во время сиесты.
А это уже вид на другой холм - Рокка, на котором стоит старая венецианская крепость (сейчас там музей Рисорджименто). Ну а перед холмом красуется еще одна башня (вы же помните, что мы с вами сейчас на вершине Кампаноне) - Гомбито.
Ну а теперь можно глянуть вниз - на пьяцца Веккья, на которую мы сейчас и спустимся.
Посреди площади - венецианский Львиный фонтан:
Теперь наконец-то можно и на палаццо Раджоне (XII-XV века) взглянуть:
(слева виден купол собора)
А это - та самая Кампаноне, с которой мы на город любовались.
А со стороны пьяцца Дуомо то же палаццо Раджоне выглядит так:
(фото не мое, у меня против солнца плохо выходит)
Последняя на сегодня фотография - Палаццо Нуово (XVI век, фасад достраивали в XX-ом, но по старым чертежам). Как водится, перед моим приездом там затеяли ремонт, так что за бардак в кадре извините: