Монца - часть 1. Собор

Apr 28, 2015 22:47

К северу от Милана, минутах в 10-15 езды поездом, находится город Монца, известный любителям истории хранящейся там Железной короной, а любителям автоспорта трассой "Формулы-1". Еще в Монце был убит анархистом второй король объединенной Италии Умберто I ("король-солдат"). Кроме того, последовательно при австрийцах, Наполеоне и Савойской династии Монца была королевской резиденцией, да столь значимой, что вторая в истории Италии железная дорога соединила с Миланом именно Монцу (первой итальянской железкой была линия Неаполь-Портичи; вот и рассуждай после этого об отсталости Бурбонов и тирании Габсбургов). В общем, скататься из Милана в Монцу хотя бы на полдня - дело доброе и познавательное. Я не любитель автогонок, так что Формулы - 1 в рассказах не будет, а вот Железную корону, различные лангобардские диковинки и королевский дворец постараюсь показать.

Итак от Милана до монцы поездом ехать минут 10-15 (зависит от начального пункта: им может быть на выбор Милано Чентрале, Порта Гарибальди и Греко Пирелли). От вокзала (увы, первый, постройки 1840 года, не сохранился, но и его "преемник" впечатляет) до собора идет понятная прямая дорога, так что можно даже без карты идти: https://goo.gl/maps/j3Fyl. По пути есть несколько интересных церквей, но я их покажу как-нибудь потом, кучкой, наша же цель сейчас - увидеть местный собор Сан-Джованни-Баттиста.




Нынешнее здание - это готическое детище XIV века, но собор имеет гораздо более давнюю историю. В конце VI века город избрала в качестве резиденции лангобардская королева Теодолинда (иногда встречается написание Теоделинда). Для раннесредневековой истории Теодо(е)линда (570-632) - уникальная личность. Она была родом из Баварии и славилась своей красотой. Лангобардский король Аутари лично приехал свататься к ней и увез ее в Италию в 589 году. Через год король умер, и лангобардская знать предоставила Теодолинде самостоятельно выбрать супруга, которого они заранее поклялись признать новым монархом. Теодолинда выбрала туринского герцога Агиульфа (591), ставшего новым королем. Хоть оба мужа королевы и были арианами, Теодолинда сохраняла верность никейской вере и настояла на том, чтоб ее и Агиульфа сын и наследник Адалоальд был крещен в вере католической. Теодолинда имела необычайное влияние на Агиульфа, а после его смерти правила за несовершеннолетнего Адалоальда. Конечно, можно вспомнить и еще двух ее современниц - франских королев Брунегильду и Фредегонду, фактически правивших за спинами ленивых мужчин. Но, на фоне тех двух стерв и мерзавок, Теодолинда действительно казалась современникам чудом мудрости и благочестия. В Монце ее издавна почитают как святую. Итак, собор в Монце своим возникновением обязан этой удивительной королеве. С ней же легенда связывает появление в Монце Железной короны.

После падения Лангобардского королевства Монца потеряла свое политическое значение, но не сакральное: ведь именно здесь, в соборе, хранилась корона, которой венчались на царство итальянские короли. Напомню, что очень скоро Италия стала частью Священной Римской империи, и при нормальных обстоятельствах императоры короновались трижды: сначала в Германии, в Ахене, в качестве королей Германии; затем в Монце (или Милане, или Павии, как уж получалось), в качестве королей Италии, а лишь затем в Риме - императорской короной. Так что Монца всегда считалась имперским городом, с рядом вытекающих приятных последствий при налогообложении. В церковной иерархии Монца также занимала особое место: она хоть и не имела собственного епископа, но настоятель Монцского собора имел при себе курию и де-факто пользовался епископской властью в своем городе. Положение изменил лишь святой Карло Борромео, упразднивший автономию монцских настоятелей. Но в одном Монца так  и не уступила Милану и святому Карло: в этом городе богослужение совершается по римскому, а не по амвросианскому обряду.

В 1300 году настоятель Аввокато дельи Аввокати начал строительство нового собора взамен обветшавшей лангобардской базилики. Строительство растянулось на весь XIV век, и главным строителем нынешнего здания можно считать Маттео да Кампьоне (умер в 1396 году и похоронен здесь же). Две боковые апсиды были расписаны в XIV веке: правую, т.н. капеллу св. Гвоздя (это не имя, это - металлическое изделие) безнадежно испортили, увы,  в барочную эпоху; левую, т.н. капеллу Теодолинды, украсили в 1444-1446 годах братья Дзаваттари, и их фрески сохранились. Именно в капелле Теодолинды хранится Железная корона, ради которой я сюда и ехал. Корону-то я увидал, а вот росписи Дзаваттари, рассказывающие о жизненном пути Теодолинды, сейчас реставрируют: всё в лесах.

В последующие века - XVI, XVII и XVIII - собор последовательно переукрашали в соответствии с веяниями моды. То, что получилось в итоге, настолько разочаровывает, что, если у вас вдруг не получится сюда попасть, не стОит расстраиваться: внутри собора - убогое барокко (за исключением уже упоминавшейся капеллы Теодолинды, но ее все равно из собора не разглядеть, она надежно отгорожена, и вход в нее - только за денежку). А вот фасад собора - это очень хорошая готика, и сегодня я предлагаю вам этой самой готикой полюбоваться.




Традиционно смотрим по частям:












Ну и что здесь такого, ради чего стОило ехать сюда из Милана, - спросите вы, - ведь в Милане тоже есть готический собор. Ничего подобного, - отвечу я. Вся великолепная готика на фасаде миланского Дуомо - это имитация века XIXго, то есть неоготика, а в Монце все натуральное  - XIV столетия.

Спускаемся по фасаду ниже, здесь уже можно детали рассматривать.


Под "розой" статуя Иоанна Крестителя - соборного титульного святого. А вот ниже -слева и справа - можно увидеть прославленную монаршью чету:


Теодолинда



Агиульф

Обратите внимание на крокодилов, "торчащих" из стены совсем рядом с королевскими портретами; видать, характер у этих супругов был не такой святой, как казалось последующим агиографам)))

Теперь смотрим на портал с портиком:



Люди, толпящиеся у дверей, не понимают, почему в рабочее время собор закрыт. Не подражайте этим простодушным чадам Италии: ждать открытия этих дверей не нужно; вход в музей и капеллу Теодолинды находится слева от собора, а через портал можно попасть лишь в основной массив собора. В Монце, напомню, частное важнее целого, и капелла Теодолинды с музеем во много раз интереснее барочной безвкусицы соборного интерьера.

Люнет над входным порталом:


Внизу в центре, понятное дело, сцена крещения Иисуса Иоанном Крестителем, и, боюсь, что при этом событии присутствуют Агиульф с Теодолиндой. По бокам на эту легкое насилие над евангельской историей наблюдают апостолы Петр и Павел (ключи и меч всем видны?)

С верхними сценами все посложнее, и без пол-литры путеводителя вряд ли разберешь. Похоже, что нам показывают получение Теодолиндой Железной короны из рук папы Григория Великого. Слева мы видим коленопреклоненную Теодолинду (тут уже вне всяких сомнений) и утроенную зачем-то Железную корону; справа - еще ряд артефактов из музея (великих святынь, нужное - подчеркнуть). В числе последних четко видна Курица с цыплятами, крест Агиульфа, Сапфировая чаша и т.д.

В следующий раз я поведу вас в капеллу Теодолинды и музей. К сожалению, в обоих местах строжайше запрещено фотографировать, так что о многом придется рассказывать без иллюстраций. Боюсь, я не слишком увлекательный рассказчик, но буду стараться, как умею. Уж больно любопытные артефакты сохранились в Монце.

Монца, Ломбардия

Previous post Next post
Up