Мы продолжаем поход по малоизвестным жемчужинам Флоренции, и сегодня мы обойдем слева известнейший музей Сан-Марко, битком набитый работами фра Анджелико и туристами, и пройдем чуть дальше по виа Кавур. На моей туристической карте после Сан-Марко начиналась безблагодатная пустыня без единой достопримечательности. Карта, как оказалось, обманывает, потому что именно здесь находится двор Скальцо, расписанный Андреа дель Сарто.
Скальцо ("босоногий") - это простонародное имя членов братства святого Иоанна Крестителя (
https://it.wikipedia.org/wiki/Compagnia_di_San_Giovanni_Battista). Само братство в 1785 году было распущено в ходе антиклерикальных реформ великого герцога Пьетро Леопольдо (через пять лет он сменил своего умершего брата Иосифа II на имперском троне), принадлежащее им здание было продано, и от него ничего не осталось. Ничего, кроме внутреннего дворика, расписанного между 1509 и 1526 годами Андреа дель Сарто. Как не всякая птица долетит до середины Днепра, так и не всякий желающий может попасть в дворик: расписание столь сложное, что я даже не решусь его пересказывать своими словами, а лишь дам ссылку
http://www.polomuseale.firenze.it/musei/?m=chiostroscalzo. Зато бесплатный вход.
Если все же вы сюда попадете, то вас ожидает сюрприз. Андреа дель Сарто работал здесь в необычной манере монохромной живописи. По-моему, такая живопись впервые попадает в мой журнал, потому что все виденные мною до этого образцы были, мягко скажем, незрелищными. Здесь же перед нами разыгрывается драма из земной жизни Иоанна Крестителя в оттенках всего двух цветов: черного и белого, на охристом фоне; этакий карандашный набросок или гравюра. Не все далее приведенные картинки - мои собственные; ради лучшего изображения пришлось в ряде случае пожертвовать своими снимками ради приведенными в Вики. Эти последние лучше качеством, четче, но из-за фотошопа практически потеряли подлинный фон. Мои, прямо скажем, не слишком четкие, зато передают этот самый фон. Все фрески, кроме двух специально оговоренных, принадлежат Андреа дель Сарто.
Благовещение Гавриила Захарии (1523)
Встреча Марии и Елизаветы (1524)
Рождество Иоанна Крестителя и наречение ему имени (1526)
Иоанн уходит в пустыню, получив благословение Захарии (1518-1519; это - одна из двух работ Франчабиджо -
https://it.wikipedia.org/wiki/Franciabigio)
Встреча мальчиков Иоанна и Иисуса в пустыне (1518-1519, еще одна работа Франчабиджо)
Крещение Иисуса Иоанном (1509-1510)
Проповедь Иоанна в пустыне (1515)
Иоанн крестит народ (1517)
Иоанн арестован за обличение им Ирода (1517)
Танец Саломеи (1522)
Казнь Иоанна (1523)
"Пир Ирода" - главу Иоанна Крестителя приносят на пир (1523)
Кроме тематических фресок Андреа дель Сарто написал еще аллегории четырех добродетелей:
Вера (1523)
Милосердие (1513)
Правосудие (1515)
Надежда (1523)
Боюсь, что в виде маленьких фотографий фрески дель Сарто выглядят не слишком выигрышно, но поверьте на месте это смотрится на одном дыхании. Я постарался все-таки сделать несколько крупных планов, чтобы показать вам лица героев:
Эти люди слушат проповедь Иоанна
И эти люди женщины тоже. Сколько разных лиц и выражений: от вдохновенного восторга, почти экстаза, до глубого недоверия и пофигизма.
А вот Иоанн крестит какого-то кающегося.
Святое семейство убийц: Иродиада, Саломея и Ирод.