Сан-Джиминьяно - часть 3. Палаццо дель Пополо

Feb 01, 2015 18:55

Даже если бы в крохотном Сан-Джиминьяно можно было посетить только Сант-Агостино, это уже было бы достаточным поводом, чтобы вырваться сюда на полдня из Флоренции. Но художественные сокровища городка не ограничиваются только фресками Гоццоли. Не менее интересно, хотя уже небесплатно, увидеть два главных здания города - коллегиальную церковь (Дуомо) и резиденцию подесты (Палаццо Пополо или Палаццо Коммунале).



Главная церковь Сан-Джиминьяно (называть ее собором, строго говоря, нельзя: город никогда не был центром епархии) - это длинная череда фресок XIV - XV веков. Среди авторов Бартоло ди Фреди, Липпо Мемми, Таддео ди Бартоло, Беноццо Гоццоли и Гирландайо. Увы, смотрители собора лютуют и, невзирая на купленный билет, фотографировать там невозможно. Содержание фресок легко прочитывается, и бродить вдоль нефа туда-сюда, разглядывая детали, - это огромное удовольствие. К сожалению, повторюсь, любителям здесь фотографировать не позволяют, и поэтому в сети фотографий до обидного мало. Если будет здесь, не пропустите цикл, посвященный первым главам книги Иова, - нечастый сюжет, исполнение превосходное. Ну и, конечно, капелла святой Фины с двумя фресками Гирландайо также требует к себе повышенного внимания.

Коль фотографий нет, и говорить больше не о чем, поведу вас в Палаццо Коммунале. Там, как выяснилось, тоже нельзя фотографировать (хотя музей будто бы государственный), но за исполнением запрета не очень-то следили. Поэтому кое-что удалось запечатлеть.


Здание было построено  в 1289-1298 годах, расширено в 1323 году; башня (Торре Гросса, т.е. "большая") завершена в 1311 году. Внутри нас ждет Зал Совета или зал Данте (здесь некогда выступал перед правителями города в качестве флорентийского посланника Данте). Местный смотритель явно нашел другую работу и отрабатывал положенные две недели, потому что ему было абсолютно наплевать на туристов, щелкавших фотоаппаратами. Благодаря этому прекрасному человеку, я могу вам все показать.
Прежде всего, полюбуйтесь Маэстой (1317) - традиционным изображением Богородицы и множества святых, которым горожане вверили покровительство над собой. На слуху у всех "Маэста" из сиенского Палацо Публико работы Симоне Мартини; по всей видимости, именно ею вдохновлялся сан-джиминьянский мастер Липпо Мемми, создавая "Маэсту" для родного города. Фреска достаточно большая, поэтому, кроме общего вида, я ее еще и по частям заснял:











Кое-кто из святых (Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, святой Геминиан - покровитель города, Антоний Великий) легко опознаются; кого-то я без путеводителя опознать не могу. Идея масштабной фрески, думаю, понятна: за маленький Сан-Джиминьяно стоят горой множество святых. На коленях перед Богородицей заказчик фрески - Нелло ди Мино Толомеи.

Но все же мы с вами не в храме, а в светском месте, поэтому вокруг нас множество бытовых сцен (охота, рыцарский турнир, совет) работы флорентийца Аццо ди Мазетто.

















Часовню подесты можно разглядывать, лишь стоя в дверном проему, поэтому бОльшую часть тамошних работ я рассматривал под самыми невообразимыми углами. Более или менее без искажений получилось запечталеть лишь алтарный образ - Троицу работы Пьера Франческо Фьорентино). Для России такая иконография непривычна (всем затмил глаза Рублев), а вот в Италии я такое видал неоднократно. Такой тип изображения Троицы называется "Отечество" (самая известная работа такого типа - "Троица" Мазаччо во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла).



Далее по программе следовала спальня подесты, расписанная Меммо ди Филипуччо (Не слыхали? Я, признаться до поездки тоже не знал. А между тем мастер - знатный) Тема выбрана скользкая специально для спальни: о радостях супружеской любви и отвратительности любви продажной. Для XIV века тема удивительная; особенно вспоминая "Маэсту" этажом ниже.
И вот здесь меня наконец настигла местная мегера, поставленная свыше для того, чтобы мешать туристам фотографировать. Эта отважная женщина бросалась на людей с фотоаппаратами, подобно раненой тигрице. Все протесты (мол, музей государственный, а, значит, без вспышки, можно) ею отврегались на корню. По счастью, эта мегера контролировала весь этаж: спальню подесты и картинную галерею, в последней же тоже периодически обретались любители пощелкать кадры, и сия бесподобная дама была вынуждена периодически выбегать туда. В общем, все, что вы видите ниже, снято из-под полы, с риском для жизни и чести.

Первая группа сюжетов - любовь продажная. Последовательно: родители отпускают повзрослевшего сына из дома и снабжают деньгами; юноша, естественно, поспешает с деньгами в публичный дом; работницы этого заведения обкрадывают простака и с побоями выгоняют оттуда. Мораль, думаю, понятна.









Для сравнения: как прекрасны честный брак и непорочное ложе! Молодые играют свадьбу; молодые вместе принимают ванну; молодые вместе укладываются спать. Надеюсь, все увидели: с духовными скрепами в данном ЖЖ все нормально.









Далее я прошелся по картинной галерее, где, кстати, тоже есть на что взглянуть. Но здесь упомянутая мегера свирепствовала вовсю, и спрятаться от нее там не было ни малейше возможности. Поэтому картинок не будет.

Ну а в следующий раз мы с вами поднимемся на Торре Гроссу и поглядим на башни Сан-Джиминьяно сверху вниз.

Сан-Джиминьяно, Тоскана

Previous post Next post
Up