Так и не хватило у меня времени написать сочинение "Как я провел пост" "Душеполезную совершивше Четыредесятницу", так что уж на потом оставлю. А пока что:
Это фреска Пьеро делла Франческа (1458), находящаяся в родном городе художника - Борго Сан-Сеполькро. Очень надеюсь, что увижу ее воочию до конца года...С легкой руки английского писателя Хаксли ее знают как "лучшую картину на земле" ("the greatest picture in the world").
В мир, пораженный тяжким сном неведения и злобы, возвращается Христос - такой нездешний, такой неотмирный...Действительно, Царство Его не от мира сего. Это никак не земной Царь с бенефициями, кормлениями и теплыми синекурами. Он прошел через то, о чем даже помыслить страшно. И требовать от Него разных коврижек, вроде тех, что возглашает диакон на ектениях, мне даже как-то неудобно - ну представьте себе, что в вашу дверь вошел человек, которого вы собственноручно похоронили пару дней назад...И вместо благоговейного ужаса и молчания мы осаждаем Его просьбами: дай миру мир, помяни патриарха N, помоги путешествующим...Зачем? Неужели мало свечечек и записочек наподавали (не знаю, как у вас, а у меня на приходе записочки читали даже после выноса плащаницы, ибо народу нравится), так нет же - даже сейчас этот поток свечек не иссякнет. "Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому что ели хлеб и насытились".
Уж не знаю, как вы, дорогие читатели, а я уж пару лет как читаю вечерни Великой пятницы и субботы где-нибудь на природе, подальше от людей...Можно и читать в нужном темпе, и петь на удобный мотив, и, главное, не отвлекаться на внешнее...И в таком вот исполнении я все больше чувствую ни с чем не сравнимое величие этих дней.
Что зримое видение? Кое настоящее упокоение? Царь веков, Иже страстью совершив смотрение, во гробе субботствует, новое дам подая субботство. Тому возопиим: воскресни, Боже, судяй земли, яко Ты царствуешь во веки, неизмерную имея и велию милость" (стихира на хвалитех Великой субботы).
Христос воскресе!