Попасть в катакомбы Сан-Джованни из Археологического парка очень просто: по той же виале Августо (по которой ты, читатель, шел в Парк) нужно вернуться обратно, она затем плавно перейдет в виа Теокрито. По последней нужно идти не более пяти минут, слева будет указатель поворота на Catacombe San Giovanni. Ориентир справа - гигантская бетонная современная церковь Мадонна-делла-Лакриме (о ней позже), выглядящая так:
В общем, Лондон, Сити, на углу спросите - все просто и понятно. Увы, организованных экскурсий сюда похоже вообще никто не водит, так что большинство несчастных дуристов и не догадываются о существовании катакомб в Сиракузах. Ура, потому что без этих скучающих толп в катакомбах просторно и свободно. В последний раз я ходил туда группой в 3 человека, из которых двое были итальянцами. Я же был единственным англоязычным туристом, мне экскурсовод отдельно повторяла свою итальянскую речь по-английски.
Кстати, гид там - очень приятная молодая пухленькая девушка. После того, как итальянцы ушли, мы с ней мило побеседовали о катакомбах.
Когда спадет этот испепеляющий зной, я напишу в Википедию статью о катакомбах Сан-Джованни, благо материал есть. Пока же общие впечатления:
1. катакомбы Сан-Джованни, в отличие от большинства сейчас известных катакомб, возникших на базе каменоломен и/или частных склепов, устроены в бывшем римском подземном акведуке. Отсюда необычайно правильная просторная планировка: широкая центральная улица с не менее широкими ответвлениями (все бывшие водотоки) и площадями (бывшими цистернами для сбора воды):
2. современное название никак не является историческим. Норманны, освободившие город от арабов в XI веке, посвятили церковь, построенную над катакомбами, святому Иоанну, и это название перетекло на катакомбы. Церковь эта разрушена землетрясением XVII века и более не восстанавливалась:
3. катакомбы никак не связаны с эпохой гонений: они функционировали как кладбище в IV-VI веках AD.
Сначала показывают крипту Сан-Марчано под церковью. Считается, что здесь проповедовал Апостол Павел (есть грубо сложенный алтарь, на котором он священнодействовал), здесь же был погребен первый епископ Сиракуз (по итальянски Marciano, по русски - наверно Маркиан). В крипте много фресок как древних, так и средневековых, всех их потихоньку реставрируют, хотя начали почему-то с поздних. Фотографировать, естественно, нельзя.
Собственно в катакомбах фотографировать тоже запрещают. Но в первый мой визит группа была побольше, и мы с одной немкой удачно прикрывали друг друга, так что все последующие фотографии - контрабандные:
Как и большинстве катакомб время стерло имена похороненных, поэтому немногие сохранившиеся имена - на вес золота. В Сан-Джованни есть аркосолий Деодаты (видимо почиталась как праведница, потому что впоследствии гробница была углублена и еще раз использована) и ротонда Марины (единствнное прочитанное здесь имя).
Есть единственная ротонда, в которой много саркофагов (вообще говоря, не свойственный для катакомб способ погребения). Две прочитанных надписи говорят, что здесь были погребены некие Фотина и Филумена, умершие в возрасте более 80 лет. Учитывая, что большинство замужних дам умирали гораздо раньше - из-за частых родов, археологи предполагают, что в саркофагах покоилась целая обитель девственниц:
Самой ценной находкой в Сан-Джованни является саркофаг Адельфии - жены римского вельможи V века. Сам саркофаг сейчас в музее, но уместно его показать здесь:
На досуге стоит попробовать его разгадать. С разбегу легко определяются сцены поклонения волхвов и первородного греха в нижнем ряду.
Наконец, в катакомбах был когда-то погребен умерший в сицилийской ссылке (во были времена, на Сицилию ссылали неугодных!) римский папа III века Евсевий (итальянский вариант Eusebio), впоследствии перезахороненный в римских Сан-Каллисто. Вот его первоначальная гробница:
Интересно, что пострадал Евсевий фактически от своих же христиан - от новациан. Раскол в Римсокой церкви произошел после гонений Деция. Многие христиане "пали", то есть либо принесли жертвы идолам, либо за деньги купили свидетельство о совершенном жертвоприношении. По окончании гонений "падшие" (lapsi) обратились к Церкви с покаянием, но тут выяснилось, что группа пресвитеров предполагала, что Церковь может, но ни в коем случае не должна прощать "падших". Эти ригористы избрали своего папу и ушли в раскол, а законным папам пришлось много потерпеть от супер-праведных раскольников. Светская же власть, не разбираясь в тонкостях внутрихристианских конфликтов, прсто выслала вождей той и другой стороны куда подальше. Так папа Евсевий оказался в Сиракузах и здесь умер. К сожалению, его гробницу в Сан-Каллисто пока не показывают, но в литературе утверждается, что папа Дамас украсил гробницу Евсевия огромной эпитафией, в которой прославляется снисходительность святого к "падшим".
А вот еще один "хит" раньше не показывали, зато теперь во всей красе:
Это - аркосолий местного епископа Сиракозия (надо же Сиракозий Сиракузский!). Видны монограмма Христа и две лодки - побольше и поменьше. Истолковывают их как образ Вселенской и местной сиракузской Церквей.