Неожиданное сопоставление?
Увы, нет.
Провалы во внешней политике РФ следуют один за другим, и причины их во многом одинаковы.
1. РФ пытается проводить активную ( и даже агрессивную политику), не будучи самостоятельной.
2. РФ проводит политику в интересах олигархата, а не в интересах государства, что две очень большие разницы.
3. РФ не имеет ресурсы для проведения активной политики - точнее, они есть, но ими распоряжаются из рук вон плохо, и они растрачиваются впустую.
С Сирией вроде бы всё ясно, может, удастся что-то спасти. И в конце концов узнать, что РФ там делала.
Что касается Абхазии.
Сразу оговорюсь, что когда пропаганда представляет ситуацию как классическую вилку "или - или", "если абхазы не хотят принимать условия России, то они против России"; "одно из двух", "или вы за диких абхазов, или вы за цивилизационную миссию Москвы"- то это типичнейшая манипуляция. Обе позиция искусственны и неправильны.
Правильной является третья, скрытая позиция. Ни за Москву, ни за Сухум, за выбор ни между двумя одиозными режимами. а за коренные интересы коренных народов обеих стран.
Рассмотрим её.
1. РФ не может определить политику по отношению к непризнанной территории, потому что не определила концепцию внешней политики. В парадигме вечного договорняка. в котором надо вести себя "хорошо";, "строго по закону", "соблюдать все международные обязательства", "неприкосновенность границ" - а то нам будет плохо - то Абхазию надо бросать.
В парадигме "русского мира" и"евразийского макрорегиона"- включать в состав РФ, и делать союзной Грузию.
Как говорится, вы или крестик снимите, или трусы оденьте, определитесь в Москве, кто мы, и чего мы хотим, а потом уже требуйте ответа от Сухума.
Абхазия не может быть более российской, чем сами русские.
2. Кто-то может внятно объяснить, что отСухума требует Москва?
Пусть не россиянам (нас такими разъяснениями давно не балуют), а хотя бы абхазцам, потому что из своей сентябрьской поездки в Абхазию я вынес единодушное мнение местных, что они против не русских вообще, а против олигархов.
Которые превратили Сочи (а обстановку там они знают отлично) в клоаку, в прямом и переносном смысле, и которые зарятся на полупустынную, но пока чистую Абхазию,. Я разделяю их опасения.
Скажу больше - как жителю региона у меня точно такое же отношение к московской прикормленной сволочи, вообще ничего не значащей в реальных делах, зато с понтами и желанием построить всех местных в шеренгу и учить жить.
Так совпало, что в июне я побывал на Алтае, куда уже зашли олигархи, и местным это чрезвычайно не понравилось.
Потому что им от этого ничего не перепало, а вот последствия кошмарнее одно другого: то Греф в аэропорту выгоняет таксистов, оскорбляющих его тонкий вкус эстета, то Сбер добивает уникальный Манжерок и окрестности ради курорта для богатеньких, то Газпром разбил дорогу на Телецкое озеро ради пансионата для менеджеров - и повесил восстановление дороги на бюджет.
Абхазы этого не знают?
Знают.
И вполне справедливо опасаются подобного.
То, что федеральная власть в принципе не умеет работать с регионами. и воспринимает их как нищих в очереди за подачками, тоже всем известно. Становиться в один ряд с нищей Курганской областью Абхазии нет смысла - она и так нищая, её положение не улучшится.
С точки зрения рядовых россиян, оттого, что олигархи как в Сочи застроят всю первую линию своими дворцами, а прочим достанутся частные клоповники - так скромное жильё в Абхазии и сейчас есть.
3. Разумеется, выход есть. И много выходов.
Если начнётся реальное государственное восстановление нового региона и превращение его в туристский кластер, когда появится амбициозная программа хотя бы на уровне олимпийской программы в Сочи - только для массового отдыха среднего класса. а не одних "премиумов", когда будут чётко оговорены права и доходы коренного населения, хотя бы в виде ваучеров или процентов с прибыли - тогда эту программу можно выложить на стол и потребовать определиться уже относительно её, а не каких -то абстрактных лозунгов.
Ну, а абхазам тогда можно решать, принимают они это или нет.
И россиянам тогда определяться по отношению к ним.