Мистика (я хотя бы предупредил...)
В гидрониме Обь звучит древний слогокорень "об" - который в современном русском языке имеет значения: общий, всеобъемлющий, окружающий (=облава), общественный
"Об" подразумевает мужской род, силу, могущество, величие в общественном смысле.
Это поток социальной энергии.
Тот, кто овладевает им, получает власть.
Новосибирск на Оби действительно имеет мандат на столичность, причём не только в узком западно-сибирском смысле.
Ирий - Иртыш тоже дарует могущество, но совсем другое - сакральное, мистическое, неявное.
Это не река, точнее - не только река.
Предания повествуют о Противо-Иртыше, который незримо течёт над сегодняшним Иртышом, встречь ему, и является ментальным слепком другой реки.
Когда-то, в эпохи, о которых даже асгардистика имеет смутные представления, в нынешнем Северном Ледовитом океане был материк, посредине которого возвышалась гора/хребет/плато. С него стекали четыре реки, одна из которых текла по нынешней Западной Сибири, примерно по направлению нынешнего Иртыша.
Отражение этой легенды у Герарда Меркатора, отразившеодну из фаз затопления Гипербореи.
Материк ушёл под воду в ходе космических битв с гадолюдами, течение начального Иртыша прервалось.
Новая река начала пробиваться из Центральной Азии на север по высохшему руслу пра-Иртыша. Но энергетический след остался - он веет до сих пор над физический водой.
Иртыш тоже накапливает мирское могущество, но оно слабее влияния Оби, и имеет смысл только в сочетании с мистическим влиянием Противо-Иртыша.
Тот, кто может закольцевать, соединить два потока, физический и энергетический, получает не власть над людьми, а пароль для новой эпохи. Кто это или что это - пророчества не говорят.
Город? Община? Человек?
Географически точки такого слияния нет, она неопределена в нашем мире.
Омск считается наиболее явной кандидатурой на эту роль.особенно учитывая, что нынешний город находится в центре креста, образуемого течением Иртыша и двумя реками, вливающимися в основное русло с обеих сторон - Омью и Камышловкой.
Притязания Омска на мирскую власть, политическую столичность неоправданы, это не его роль, хотя официальная политика империи и советского периода предоставляла такую возможность.
Кто, когда и где сведёт воедино два потока Иртыша, и что последует за этим - неизвестно и непредставимо.
Только тогда сложится двуединство Оби и Иртыша, и, возможно, городов, стоящих на этих реках(мирская и сакральная власти).
(Нынешняя эпоха не в состоянии создать и поддерживать такие великие столицы как Асгарды разных поколений, дробление функций неизбежно)
Тогда Сибирь в сердце России примет тот облик, который им предназначен.