Одна из экспозиций выставки десятилетней давности "Потаённая Сибирь" в омском краеведческом музее, походящая к теме:
Тема "Омской стоянки", на мой взгляд, недооценена даже теми, кто имеет сведения о раскопках на Омской стоянке, на левом берегу Иртыша, там, где сейчас находится Ленинградский мост и санаторий "Восход".
Хотя там получены свидетельства проживания в мезолит/ранний неолит, в эпоху сибирской бронзы и в жестокий железный век Сибири.
есть и совершенно уникальные находки - например, почти полный костяной панцирь (фото с той же экспозиции)
Статья из Википедии:
Омская стоянка - Википедия (wikipedia.org) но это всё частности, не объединяющиеся в объемную картину - а она может во многом перевенуть наше представление о предыстории и будущем Омска.
Омская стоянка, при всём своём значении, вскрыла крохотный участок Острова - гряды на низкой левобережной пойме Иртыша
Извините, это моя примитивная схемка, описывающая положение Острова в омской планиметрии - напротив "крепостного" русского центра и на пересечении древних торговых путей.
А вот и положение Острова на плане Омска, сейчас на Острове микрорайон Большая Островка , а Омская стоянка чуть севернее Ленинградского моста.
Несколько пыльных улиц и переулков с частными домиками ( и редкими современными коттеджами) зажаты между Иртышом и старицей Замарайки, а теперь и обширным озером природного парка "Птичья гавань" (сток Замарайки был перкрыт насыпью Лениградского моста).
Современные поселения появилось там более ста лет назад: Островка, Рыбачье, хибары рыбаков, а потом к ним добавились столыпинские поселенцы, затем маргиналы из самого Омска. чтобы к 1920-м власть смогла зафиксировать какие-то постоянные посёлки. А рядом находился осёдлый казахский Каржас с его курганным кладбищем.
"Киргизские курганы" Каржаса в Омске: sibariana - ЖЖ (livejournal.com) Только в 1950-х это стало юридически полноценным Омском, хотя до сих пор строения и быт обитателей Островки свидетельствуют об обратном. Это один из омских рефигиумов, заповедных мест, где время остановилось десятилетия назад, семьи поколениями живут на одном месте, помнят старые обычаи, свары и неприятие чужаков...
..."там омский дух, там Омском пахнет"...
Если бы Остров был доступен для раскопок полностью. то, скорее всего, появилось бы описание огромного многослойного археологического памятника, на котором прослеживались смена и борьба разных культур, их связь с самыми удалёнными уголками Евразии.
Что ж, довольствуемся малым, феноменом "Омской стоянки".
И попробуем понять, что же это было.
А был альтернативный древний Омск, ничего общего не имеющий с русской миссией города.
Российский имперский Омск - крепость, преграда. Имперский шаблон, нанесённый железной рукой на ковыльную степь, чтобы сделать эту степь русским полем.
Остров - транзитный пункт, открытый для всех. Который никого не меняет, а позволяет быть сами собой. И поэтому он связывает между собой эпохи и страны.
Остров был до Омска, островбыл заслонён Омском...и Остров может возродиться, когда Омск исчезнет.
Остров находился на пересечении двух важнейших коммуникаций Сибири (понимаю, что этот перекрёсток ни разу не Босфор), но в сибирских масштабах роль его была высока. В русской памяти роль этих путей принжена, так как они по ряду причин угасли к моменту проникновения Московии за Урал, но так было не всегда. Полноценная древняя Сибирь имела свою структуру речных и сухопутных трактов, которые лишь спустя столетия были полноценно реконструированы имперской Россией.
Иртыш - естественный путь из Срединной Азии до Урала (по притокам), а там по северным рекам можно было дойти до Волги и Балтики.
С юга - Индия, Китай, забытые царства Тарима и степные империи. На севере - лкгендарные серебро и золото то ли скифов, то ли чуди.
В широтном направлении сухопутные тракты вели от реки к реке, от моря до моря.
Омский краевед Степан Викулов так описывает дорогу И.Упорова в Томск, отмеченную на карте Ремезова: с востока ход по левому берегу Оми, - перерава через Иртыш и современного Ленинградского моста, потом ход по левому берегу Иртыша до устья Камышловки, и затем верх по Камышловке до Ишима - а оттуда в Среднюю Азию, в Бухару. Один был однин из трактов "бухарцев", монополизировавших торговлю русских Сибири и Урала со Средней Азией.
А до них, до самой Благородной Бухары, которая выступала торговым и культурным гегемоном для тюркской Сибири - эти же пути использовались другими. Теми, кто поставлял пушнину в Иран, кто снабжал бойцами, золотом и железом скифов, сарматов, гуннов, венгров, монголов.
А еще до них - легендарную чудь, самое древнее население Сибири, которое было легендой для всех современных сибиряков.
Ту самую чудь, которую Флоринский описывал как шахтеров и плавильщиков огромных металлургических провинций Алтая, Северногго Казахтана и Урала, покрывшими своими выработками эти земли. И построивших цепь опорных пунктов на сибирских, уральских и русских реках.
Омский Остров вполне логичен в этой системе континентальной торговли: как перекресток, место перегрузки товара с лодок на лошадей, как опорный пункт тех, кто пытался контролировать текущий мимо поток богатств.
Повторюсь, русские это уже не застали.
Остров в русской экспансии имел другую роль.
Предыстория имперского Омска описывается случайными заметками: то проезжающие по Иртышу обнаруживали там аванпост, наблюдающий за калмыками, то рыбачьи ватаги с Тары. Зная "наших", нетрудно представить, какая масса народа побывала и обживалась на месте современногоОмска, стараясь не слишком отсвечивать перед тарскими воеводами и джунгарскими тайшами.
Так вот, с их точки зрения Остров был идеальным убежищем. Это не правобережные кручи, на которых потом воздвигали обе Омские крепости, чтобы с них подавлять окружающих: Остров есть тихое малоприметное место, защищённое самой природой, естественными водными преградами, где можно вольно расположиться с немудрёнными хибарами, лодками - долблёнками, сетями и засолочными сараями.
А при необходимости - бесследно раствориться в окружающем ивняке, если кому-то придёт в голову мысль поживиться с вольного промысла.
Первые русские вольные поселения в черте Омска наверняка появлялись на Острове. И легко представить, что ежегодные караваны за солью на Ямыш-озеро останавливались именно в этих тихих заводях и протоках, а не на правобережье, на крутояре, подвергаясь опасности налётов.