Продолжение, начало в
https://sibariana.livejournal.com/858401.html?fullversion=yes Нарушая хронологический порядок появления известий о новом Сибирском царстве, цитата из "Исторического обозрения Сибири" Словцова(первый том издан в 1838 году. второй в 1844 году) приводится после текста Ядринцева (написанного спустя полвека) потому что, не зная подоплёки, тут вообще непонятно о чём идёт речь: об объявлении Сибири /Сибирского губернаторства царством Сибирским.
«...В то же время установляется тиснение медной монеты с старинным гербом Сибирского царства.
Это прагматическое (деловое) надпоминание о царстве и эта особливая монета страны что такое значили? Не воздаяние ли за услугу, что Сибирь была царскою стезею к политическому и торговому содружеству с Китаем? Не воздаяние ли за новую услугу, что с расширением камчатской промышленности она утвердила на берегах Америки двуглавого орла и хоругвь Православия? Этого мы не предполагаем, как и того, чтобы правительство мыслило удерживать Сибирь в старинных формах, но что повторением любимого в Сибири титла, особенным орудием платежей и сдач, особенною мерою трудолюбия и богатства, оно мыслило сроднить зауральские сиротствующие семьи с семьею господствующей, как представительницею России. Как бы то ни было, особливая монета, обращавшаяся в пределах своей страны, изъятая от перемен торгового курса и заменявшая образцовую серебряную монету, как излишнюю, поддерживала нарицательное достоинство бумажных денег в целую эпоху их понижения...»
"Сибирский Карамзин" умел в загадки, даже не имея в виду архаичный стиль повествования, сам по себе вгоняющей в недоумение старинными оборотами и неведомыми аллюзиями. Вроде бы написал - и не написал ничего.
Предположим, объявление Сибири царством мало что изменило в жизни сибиряков. Но для историка, коим Пётр Андреевич был отменным, "царство Сибирское" было не простым словосочетанием и не бюрократической формальностью. Гордые "царства" русской истории манили загадками как отечественные Атлантиды, погребённые в пучине российской имперскости. Историк не мог не знать, как долог и труден был путь московских государей к царскому достоинству, кое они ставили вровень с римским кесарем (императором Священной Римской Империи) и с турецким султаном, а всех прочих европейских королей они числили ниже себя. Восстановление царства в Сибири ставило провинцию империи в равное положение с метрополией. Для чего?
Какое-то объяснение решению императрицы должно было быть.
Установление связей с Китаем, подступ к Русской Америке - слишком мелко для установления царства в Сибири (если не брать во внимание конспирологические версии, о чём ниже).
Интригующе звучит фраза о том, что правительство "мыслило сроднить зауральские сиротствующие семьи с семьею господствующей, как представительницею России".
Какие-такие сироты сыскались за Уралом? (примечательно, что не в Сибири вообще, простирающейся до Тихого океана, а за Уралом, что немного сужает поиск обиженных судьбой
Сибирские татары?
Со знатью сибирских татар получилось интересно. "За Уралом" татарской аристократии не осталось, так сказался характер Кучумовых войн, в которых не было правильной капитуляции и вхождения знати со всем народом в состав России.
Во-первых, настоящая аристократия сибирских татар была вырезана Кучумом при завоевании ханства.
Во-вторых, пришедшие с Кучумом узбеки (не путать с нынешними жителями Узбекистана, тогда это значило совсем другое) сопротивлялись до последнего. Хотя Кучум регулярно получал предложения закончить никому не нужные войны и мирно признать себя во власти Москвы, сохранив титул экс-хана, влияние его родичей на внутреннюю политику в Западной Сибири, а себе гарантировав мирную старость в поместье в центре России.
Не срослось.
Кучумовичи в товарном количестве оказались в русском плену, оставшиеся - перебиты. Пленные с почетом были приняты в Москве, получили поместья и должности, став в итоге русскими дворянами, православными и русскими по крови. Окончательно роды, ведущие происхождение от сыновей и племянников последнего сибирского хана, пресеклись во второй половине девятнадцатого века.
Так что сибирские татары отпадают, в Сибири их аристократии не было.
Знатью сибирских татар для русских были признаны богатые купцы их "бухарцев", то есть торговцев со средней Азией, а также потомки дервишей и мул, некогда устроивших джихад и исламизацию Западной Сибири.
Тут есть перекличка с текстом Ядринцева: "Она (императрица) принимает меры в улучшении быта инородцев, водворяет покровительство торговле бухарцев, обещает из них создать торговую думу для целой Сибири, с делопроизводством на бухарском языке". Екатерина, действительно, могла радеть о торговле со Средней Азией. привечать купечество и симпатизировать исламской учености - но никак не могла выдвинуть лозунг единения аристократии с подлым людом, хотя бы и богатым. Сословность в те времена была всеобъемлющей.
Киргиз-койсаки?
Для оказания особого покровительства ханам казахских жузов непреодолимым препятствием были сами ханы, которые рассматривали российское подданство как инструмент своей политики.
Хан Младшего жуза Абулхайр принял решение об установлении дипломатических отношений с Россией в 1730 году, что было благосклонно удовлетворено. В 1732 году российской императрице присягнул хан Среднего жуза Самеке, а в 1740 году российский протекторат над казахами Среднего жуза подтвердил хан Старшего жуза Абылай.
После смерти в 1748 году хана Абулхайра новые ханы отвернулись от России, стали заигрывать с джунгарами, а после падения их - с Китаем. Один из ханов-претендентов на власть над Младшим жузом признал вассалитет под Китаем. Кроме того, киргиз-кайсаки активно поддержали Пугачёва в 1773-1775 годах.
Для Петербурга это было неприемлемо, и начался новый этап российской экспансии в Казахстан, опирающийся на новые линии укреплений и культуртрегерство казанских татар. Интеграция киргиз-кайсаков в империю после этого приняла более целенаправленный и неуклонный характер, но была завершена только в следующем столетии.
Понятен интерес Екатерины к своим потенциальным подданым в степях, но, опять же, ради них отказываться от всех сложившихся традиций управления ВСЕЙ Сибирью?
Что-то тут не вяжется, право слово.
Как и в случае сообщения Ядринцева, текст скорее вызывает новые вопросы, чем отвечает на них.
Обращаю внимание, что сообщение Словцова основано на каких-то подлинных документах конца восемнадцатого - начала девятнадцатого веков, он еще мог отыскать их в архивах во время своих непрестанных разъездов по Сибири и Уралу (увы, в библиографии к данной главе ничего не сообщается об источнике) - и на них основывал свой труд в 1830-х годах.
И у него нет прямых указаний на тех, с кем хотела интегрироваться Екатерина - это некие непоименованные туземцы, кстати, возможно, совсем не татары и казахи.
А вот Ядринцев в 1870-1880-х уже пользовался слухами и обрывками известий, и он был вынужден изобретать тех, на кого распространялась великая милость матушки государыни. Как и нас, в 2020-х годах, единственными кандитами были сибирские татары или киргиз-кайсаки.
И то, до конца в этом Николай Михайлович не был уверен. Ему, как и нам, пришла в голову самая очевидная версия - но при углублении в тему начала проявляться ее малая вероятность.
Так что загадка Сибирского царства остаётся пока неразгаданной.