ЯрОм.15. Соворье

Jan 15, 2021 21:26

*Представьте себе мир, совершенно схожий с нашим, но в котором сохранилась память о Тартарии. И блог омского тартароведа-любителя*



Соворье на Ом маппа мунди

(толкование топонима - от корня "вор")
Цепь озер, болот, проток, поселения на сваях, землянки бедноты и отбросов общества, прибежище тайных древних культов.
Современная локация - полоса пониженного рельефа от парка 30-летия ВЛКСМ до современного озера Чередовое на Московке, единственного сохранившегося в полном виде из этой цепи водоемов.

Для топографии ЯрОма мелководные озера и болотистые понижения в нескольких километрах от берегов Ирия и Омы были распространенным явлением. Если эти участки не дренировались, не имели сброса излишков поверхностных вод через ручьи в реку, то в локальных понижениях рельефа вода задерживалась надолго. Если такие участки не осушались за лето, то зарастали камышом и рогозом, на глубоких открытых местах поселялись водоплавающие птицы, которые заносили сюда мальков рыбной мелочи. В пору перелетов озера и болотца покрывались сплошь путешествующими птицами.
Тартарийцы традиционно не любили болотистые местности, они предпочитали так называемую "светлую воду", то есть текучую, от которой подпитывались энергией. Ни коши, ни насёлы не претендовали на владение ими. "Темную воду" они оставляли изгоям - местности были нездоровыми, но позволяли жить безбедно. По этой причине в окрестностях ЯрОма такие места молчаливо уступались тем, кто по какой-то причине не удерживался среди состоятельных обывателей.
ЯрОм вытягивался вдоль Ирия и Омы, ширина его не превышала версты-другой, а далеко за его окраинами возникали поселения на болотах. Они были и на правобережье Омы, например, у Матки-озера на окраине Кополья, но самые обширные и многочисленные рассеялись по озерам левобережья Омы: тут озера занимали огромную площадь, да и собственно тартарийских насёлов не было, надзор был гораздо слабее.
О жизни соворян до нашего времени дошло несколько невнятных слухов, из которых трудно вычленить то, что что было порождением фантазии, а что - действительно нравами болотников. На восприятие Соворья накладывались мрачные былички об обитателях болот остальной Сибири. Они причислялись к гнездилищам душегубцев, хронам зачарованных сокровищ, жертвенникам жутких культов. Тартары верили в силу воздействия местности на ее обитателей - или в то, что каждый край притягивает к себе людей определенного нрава. Болота с их застойными энергиями-токами втягивали в себя неосторожно приблизившихся людей, высасывали из них солнечный свет и заполняли своими гнилыми испарениями. Души человека погружались в трясину и навсегда оставались там, в толще торфа, облепленные склизкой тиной, пока не исчезали навечно. Светлые силы порядка в виде доблестных стражаков и упорных урядников пытались оградить Тартарию от хаоса и зла, но все что им удавалось - загнать порождения болот обратно и не дать им вырваться к людям.
Конечно, болотца под ЯрОмом не шли ни в какое сравнение с великими болотами Западной Сибири, вроде Васюганских, где действительно творилась всякая бесовщина, но яромичи не зря держали их под надзором.
Много толков порождало мшемище - так называли храм местного покровителя Мшема (иногда встречается форма Мшом или Мшам).
Его почитали в виде рогатого черепа, тартарийцы еще в те времена определяли его как голову носорога ледникового периода - впрочем, он не сохранился до возможности осмотра натуралистами, и что это было на самом деле, понять невозможно.


Мшем

Мшемище плавало на системе озер Соворья на огромном плоту, периодически исчезая так, что желающие до него добраться и разорить, не могли его сыскать.


Мшемище

А уничтожить было за что: мшемики топили девушек в жертву своему покровителю.


Жертва Мшему

Таинственные исчезновения юных яромичек относили за счет соворян, что заканчивалось карательными облавами, в которых принимали участие даже спорострельцы. Залпы наступающей регулярной пехоты выкашивали заросли рогоза с укрывающимися там болотниками, уцелевших добивали стражаки. Такая жестокость была непривычна для Тартарии, но надо понимать представления той эпохи: обитатели болот считались людьми, сделавшими сознательный выбор к уходу со светлой половины мира и к утере своей души. В нравственном отношении тем самым они опускались даже ниже животных.

В памяти остались именно такие крайние моменты взаимоотношения ЯрОма и Соворья, о периодах мирного сосуществования остается только строить предположения.
В Соворье стекались бедняки, опустившиеся люди, беглецы из упорядоченного мира Тартарии Они пытались зацепиться на самом краю падения, на топких берегах, перед тем как шагнуть в трясину.
Соворяне сами старались не привлекать к себе внимания, ютились подальше от насёлов, на берегах озёр, где ладили себе зимние землянки и летние балаганы из тростника. Основным их промыслом был рыбный да бой перелетной птицы, в остальное время они батрачили в имениях яромичей. В Соворье стекались изгои из татарийских кошей, таежных и степных родов, отставшие от обозов чалдонов, беглецы с других краев, добравшихся до сердца Тартарии: происхождение там не имело никакого смысла. Пришелец в Соворье примыкал к какой-то из существующих шаек, и далее разделял ее судьбу.
Обычно яромичи просто не замечали соворян, как нечто непотребное, о чем нельзя говорить в приличном обществе - как, например, поселения изгоев у Матки-озера, на краю Кополья, то есть на окраине сакрального места для ИриВесия. Но при малейшем подозрении на них обрушивалась иррациональная ярость…


Стойбище соворян

ЯрОм, ПостТартария, омское тартароведение, ом-миф

Previous post Next post
Up