"В ледяном плену" истории

Jan 14, 2021 15:27

Прикупил намедни графический роман Грегори Манчесса " В ледяном плену", слышал массу хвалебных отзывов и соблазнился. С восторженными откликами согласен, вещь мощная, к тому же для меня это было первое знакомство с интересным жанром, в котором иллюстрации равнозначны тексту (текст, честно, слабоват, картинки вытягивают интерес).
Заявка на интересную фантастическую вселенную. Если попадет в хорошие руки.
Жанр - смесь постапока с приключениями, поиски отца, пропавшего в экспедиции, борьба не только с природой, но и дикарями с врагами, которые притворяются друзьями, обретение своего предназначения, любоФФФ и обретение отца.
Шаблонный сюжет изрядно оживляют дирижабли, ездовые белые медведи и шерстистые носороги, вечные льды.
Впрочем, речь немного не об этом.
После чтения? рассматривания? появляется чувство недоверия к автору: он явно не представляет мир холода и снега, в который якобы погрузилась наша планета.


Вот "цивилизация". Не обращаем внимания на маневры дирижаблей в опасной близости друг от друга, архитектура явно европейская - башни с плоскими крышами и огромные окна. Тут не просто сосульки висеть будут, тут снег провалит своим весом крыши, а все тепло выдует через стекла.



Вот интерьер - по сюжету библиотека главного героя. Добротный викторианский стиль с высоченными потолками и огромным окном. Отопление и теплоизоляция - не, не слышали… В Англии с ее Гольфстримом это бы еще сошло за жилое помещение, но, к примеру, у нас в России такой бы номер не прошел.



Главгерой на аэросанях, по сюжету едет не один день. Кожаная короткая куртка "бомбер", летчицкий шлем с очками. По морозу. Думаю, в таком прикиде ему бы хватило пятнадцати минут для достижения кондиции - полуфабриката глубокой заморозки.



Монастырь - поселение аборигенов, который существует в окружении льдов полторы тысячи лет. За полторы тысячи лет дикари не смогли выработать более адекватный стиль архитектуры: они живут в типичном европейском городке, с балкончиками, эркерами (лишние углы зимой - лишние теплопотери), большие окна (тепло выдувает за раз), фигурные кровли с перепадами (снеговые карманы - добро пожаловать).



Главгерой и главгероиня (не буду акцентировать внимания на темнокожести девушки, квоты на негров - дело святое). Герой сменил прикид на более подходящий - кожаный плащ с меховым капюшоном. Но все равно как-то для променада по леднику жидковато. Героиня в том же стиле, в коже с изящной меховой опушкой. Ноги голые, в одних штанах. Ездовые медведи делают вид, что с ними не знакомы, знакомство с такими придурками явно их дискредитирует в глазах местного бомонда.
Понятно, что они составят прекрасную пару - отмороженные мозги с отмороженными ногами…но опыт подсказывает мне, что такие особи путем естественного отбора должны были вымереть за описываемый период. А в живых должны были остаться только те, кто привык закутываться в шкуры с ног до головы, сберегая считанные калории тепла.
(сразу вспомнилось Ледяная стена и заснеженные Дикие земли в "Игре престолов", которые в нормальных условиях превратили половину Семи Королевств в тундру, а не в Высокое Средневековье)

Кроме желания по-доброму постебаться над автором, у меня начало оформляться ощущение, что такое панибратское отношение к русскому кошмару - холоду, является видимой частью куда более глубокого европейского мироощущения.
А именно, двух европейских аксиом: единственный правильный и устойчивый мир - европейский, и, второе, как идеал такой мир не может меняться, он остается неизменным и воспроизводится вновь и вновь, несмотря на все изменения.
Тогда все становится на свои места. И становится понятно, почему нам подсовывают такие странные варианты постапокалипсисов, которые не страшнее отключения электроэнергии на уик-энд - вместо электрогриля придется жарить стейк на гриле с покупным углем.

Грегори Манчесс может рассудочно конструировать мир после смещения магнитных полюсов, в котором литосферные питы наползли одна на другую, а перекореженную землю покрыл ледник. Объективно это катастрофа, после которой человечество может сохраниться в крайне усеченном и диком виде, и вряд ли будет иметь возможность восстановиться даже за полторы тысячи лет до уровня стимпанка. А если и восстановиться, то в виде, максимально адаптированном к вечному холоду, как у палеоазиатских племен, без всяких заигрываний со смертельным противником.
Но менталитет автора и общий настрой его аудитории препятствуют созданию вселенной, которая бы отвечала научным данным и просто жизненному опыту. Насчет последнего - имеется в виду опыта русских и жителей Крайнего Севера, у других народов такого опыта нет, а прислушиваться к мнению дикарей - для европейца невозможно. Иначе европеец перестает быть европейцем, и опускается до уровня, о ужас! унтерменша.
Европеец должен переносить мелкие неприятности вроде наступления ледникового периода с невозмутимостью британского джентльмена, так, чтобы глобальная катастрофа не отражалась на мимике и монокль не выпал из прищура. У Манчесса после катастрофы течет вполне комфортабельная жизнь в викторианском духе, функционирует научно-исследовательское общество по изучению артефактов предшествующей эпохи, в котором респектабельные джентльмены, сидя в креслах у камина и попивая виски, планируют новые приключения и открытия.
Не случайно всплывает тема стимпанковского антуража в романе. Стимпанк, если брать его настоящий смысл - это укоренение не только в прошлом, но и будущем, золотого века Европы в лице ее тогдашнего лидера - Великобритании, эпохи, когда белые лидировали во всем, китайцы и прочие дикари кланялись сахибам, прогресс казался бесконечным, наука и техника собирались решить все проблемы. И до конца двадцатого века, когда это все куда-то исчезло, оставалась целая вечность, сто лет.
Чем бОльшей катастрофой грозит реальное будущее, тем уютнее европейцу будет в стимпанке, в вечном золотом веке.
Труд Манчесса прекрасен тем, что он шаблонен не только по сюжету, но и по заложенным идеям - и потому так легко воспринимается. Что бы не происходило - камин и джентльмены с виски останутся навечно.

Еще одно.
"В ледяном плену" не может не напомнить еще одну историю о столкновении европейцев с холодом и льдом. Увы, не такую оптимистичную.
Историю поселений исландцев в Гренландии. Объективно поселенцы-скандинавы попали климатическую ловушку. Они открыли остров во времена средневекового оптимума, повышения температуры, когда юг Гренландии действительно покрылся пастбищами и мог прокормить не слишком требовательных северян-овцеводов. Колония если не процветала, то хотя бы могла существовать, до очередного похолодания, когда пастбища вымерзли. Гренландцы, первые официально признанные европейцы в Новом Свете, "вымерли": то ли умерли от голода, то ли уплыли в Северную Америку, то ли их истребили эскимосы.
Так или иначе, европейцы не смогли адаптироваться к изменившимся условиям, хотя изменения были плавными, заняли века, и для пришельцев были возможности освоить другой уклад - например, добычу морского зверя, как их соседи эскимосы или бывшие соседи по Скандинавии - русские. Русские в своей экспансии по северу и по Сибири отходили от прежних занятий, осваивали охоту, степное скотоводство, рыболовство, промысел морского зверя, создавая устойчивые общины на берегах ледяных морей, в тайге и в степях.

Не знаю, почему так, почему европейцы могут существовать только в ограниченных климатических пределах, занимаясь только традиционным для них хозяйством, а в непривычных условиях ограничиваясь только торговлей или руководством.
В чем причина такой негибкости т.н. белой расы? В их победоносном шествии по планете, которая приучила их только к одной роли - роли сахиба, который под опахалом или в офисе с кондиционером управляет через переводчика дикарями ? Не знаю. Тема очень сложная, лично я интуитивно нащупываю ее контуры, но если это так - то для Европы это очень тревожный знак.
Времена зеленых пастбищ Гренландии завершились.
Не знаю, что принесет новое время: самум с юга, который выжжет траву, или надвижку ледника, который погребет зелень под снегом, нашествие скрелингов на мирные фермы…
Я сомневаюсь в способности европейской цивилизации принять эти изменения. А та часть, что примет их, будет уже не привычное Европой, а чем-то другим.
В России я уверен больше: за нас климат и история.
Когда в течение года переживаешь антарктический холод и экваториальную жару с потопами и ураганами, поневоле готовишься ко всему, инстинктивно подстраивая свою жизнь под катаклизмы.
И золотой век у нас короче летнего тепла: в продолжении жизни одного поколения, не больше. А потом опять привычная катастрофа, и снова упорное собирание осколков прежней упорядоченной жизни в нечто, в чем можно хотя бы выжить.
Повод для осторожного оптимизма у меня есть.
Мы выживем даже "в ледяном плену". И даже сохраним память о Европе.
Previous post Next post
Up