Многоуважаемый Георгий Ренеевич!
(уж извините провинциальную серость, я не знаю, как переводить Ваши имена на русский лад, поэтому не сочтите такое обращение за моветон)
У меня нет претензий к тому, что Вы стали гражданином Российской Федерации. По ряду причин, которые Вам глубоко неинтересны, я не считаю РФ своей страной: я сосуществую с этим государством во времени и пространстве. Поэтому то, что в ней происходит, в частности, Ваше приобщение к российскому гражданству, не вызывает у меня ни одобрения, ни протеста.
Позвольте даже поблагодарить Вас за несколько приятных минут, которые доставили мне Ваша беседа с Путиным. Не так часто оказываешься в машине времени и видишь почти буквальное повторение исторических ситуаций - к сожалению, повторно тоже в виде трагедии. Некогда скромная «казанская помещица» Екатерина Алексеевна (по совместительству императрица Всероссийская Екатерина Великая) вот также наслаждалась интеллектуальной беседой с Вольтером и Дидро, даже шалила с вольнодумством, но в промежутках между искрометными репликами отдавала свободных крестьян в рабство своим фаворитам.
Не знаю, заметили ли Вы совпадение: как раз в те дни, когда Вас привечал Президент РФ, он подписывал закон, запрещающий усыновление русских сирот американскими гражданами. Я не смею давать оценку закону «Димы Яковлева», так меня (и остальные 100%) населения России не удосужились познакомить с существом дела, а просто оповестили, что одна часть населения лишена возможность выехать за рубеж, получить лечение и начать новую жизнь по своему вкусу. Так решил царь и его бояре - а всем остальным положено одобрять такую форму общения власти с собственным народом. Я был нисколько не удивлен таким поворотом дела, но для полноты возрождения самодержавия (абсолютизма, по-вашему) не хватало буквально одной детали. И Вы ее великодушно предоставили - европейская знаменитость мило побеседовала с русским самодуром. Как у нас живо крепостничество, так и в прекрасной Франции живо любопытство к русским тиранам и европейскому лоску поверх сущности палача. Эти штрихом Вы гениально дополнили картину, придав ей полное соответствие нашему крепостническому и самодержавному прошлому. Вы действительно великий актёр.
Поэтому из величайшего уважения к Вашему прошлому, позвольте дать один совет относительно будущего. Я догадываюсь, что Вам будут предлагать роли в российских фильмах. Я не буду касаться того обстоятельства, что настоящих творцов у нас почти не осталось и они точно не будут иметь деньги на оплату Вашего участия в своих фильмах. (а с теми, кто будет предлагать Вам роли, не стоит даже здороваться за руку, чтобы не испачкаться надолго).
Я слышал, что Вы уже согласились играть роль Распутина. Прошу Вас, не делайте этого.
Я не сомневаюсь, что Вашего таланта и экспрессии вполне достаточно, чтобы мощно сыграть эту роль. Вы сможете сыграть ее только талантом - но не душой. И кое-кто из русских это заметит. Вам не дано понять этого человека. Он Ваш антипод по характеру и по немногому, во что он еще верит. Меньше всего Григорию Ефимовичу понравился бы Ваш поступок: порвать со своей страной из-за того, что заставляют платить непомерные налоги. Деньги значили для него немного.
Распутин - сволочь, мерзавец, повинный во многих смертных грехах, но он не предавал свою страну, свой народ и ничего не делал только ради денег. Это абсолютно русский тип, дошедший до крайности в одних чертах своего характера - но не помышляющий о том, чтобы предать то, к чему он испытывал «любовь». Вряд ли «святой чёрт» умел любить по-настоящему, были вещи, к которым он испытывал привязанность, которых он придерживался и ничто, даже деньги, не могли его сбить. Он мог убить в пьяном угаре - но не хладнокровно отправить чужими руками на смерть конкурента; он мог вырвать хлеб у голодного ребенка - но не растоптать распятие ради спасения собственной жизни; он тащил серебряные ложки во дворцах - но не продавал информацию о жизни царской семьи. Вы вряд ли поймете привязанность этого человека к царской семье, за которою он, по большому счету, его убили: отношение лакея, вороватого и ленивого, к своим непутевым хозяевам, которых он обкрадывал, позорил - но любил, желал им добра и, наконец, по-собачьи верно издох у ног. Здесь нет денег - есть только люди. Есть настоящая Россия. Григория Ефимыча невозможно представить успокоившимся от своего воровства и отправляющегося за границу жить на ренту. Это не его жизнь. Он остался бы драться - люто, по-конокрадски - за своё право пить по-черному и трахать баб, хоть бы его арестовывал бы весь жандармский корпус; он бы спился или поднялся из похмелья новым Пугачевым, сшибая короны и маковки церквей. Это характер, в котором нет расчета ставки налога, а есть только раздольная воля жить по-своему до тех пор, пока его волю не перешибет другая, еще более сильная воля. Глупо и бессмысленно - да. Но это и есть Россия. Другого глобуса с «мюзик а-ля рюс» у нас нет.
Вам такой типаж не знаком и вряд ли Вы его встретите в будущем российском окружении. Извините, если Вы сочтете мои реплики нравоучением о патриотизме - наверняка они Вам надоели еще во Франции. Я только пытаюсь объяснить Вам психологическое состояние небольшой части русских, для которых получение Вами российского гражданства является малопочтенным, а роли национальных типажей в Вашем исполнении - неприемлемыми. Разумеется, это мое личное мнение, и оно Вас ни к чему не обязывает.
Распутин для меня «свой», как бы не были противоположны наши жизни. Вы для меня «чужой», хотя можете служить образцом успешного человека и состоявшегося творца. Я видел как деньги уничтожили мою страну. Я не хочу. Что бы Вы уничтожали и мою историю.
Вы никогда не прочтете это письмо. Но я надеюсь, что Вам повезет, и в России Вы встретите людей, которые смогут разъяснить Вам другими словами и на других примерах, как Вам остаться самим собой - таким, каким мы Вас любим.
Когда-то Ваш поклонник. Константин