Время от времени чуваки упоминали Сургут, а один раз сказали: «О, у нас есть хороший друг в Сургуте»! Я наивно поинтересовался, что это за друг, думая, что наука добралась и до этого края цивилизации. И тут выяснилось, что крайняя популярность Сургута среди представленных в Т. американских историков связана с попутчиком в поезде, который четыре часа полоскал им мозг насчёт коварства Америки как её правительства и совокупности жителей. Дальше их понесло и они довольно много выложили подробностей этого милого знакомства.
У.: Я пытался объяснить ему, что хотя я и фашист, и живу в фашистской стране, но, может быть, я всё-таки не так безнадёжен и не до конца поддался влиянию фашистов…
Д.: А, У. пытался исправить ум этого человека. Я просто спал…
Подгорную часть Т. чуваки сравнили с Ghost town и с Детройтом. Отличие было в том, что в Д. хотя бы пробиваются ростки новой жизни и некоторой самоорганизации молодых и подающих надежды граждан. В Т-ской Подгоре ничем таким не пахло. Знаки умирания преследовали нас повсюду. Ну и знаки бессмысленных трат на мифическое возрождение, того, что было убито ещё до того, как это стало так очевидно.
У.: И наконец, он спросил меня, почему Америка пытается отхватить кусок Украины, на что я сказал, что с моей точки зрения всё ровно наоборот - это Россия пытается отхватить кусок Украины.
Утром мы гуляли по Завальному и я завёл их на высокий и довольно дикий берег Иртыша (в этих местах в 15 лет мы водку пили - удобно было, т.к. никто мимо не ходил). Тут У. вспомнил, как они с А.Ремнёвым недели две по Иртышу плавали. Дело было в августе 98-го. А.Р. собрал конференцию, деньги, напомню, тогда западные фонды давали, соответственно деньги были нерусские. И вот после четырёхкратного падения туземной валюты, выяснилось, что на выделенные средства можно арендовать пароход и плавать на нём до конца времён две недели. И вот они плавали и общались. Но с тех пор уже 16 лет прошло, и наш гость многое позабыл, а тут прошёл мимо могилы, на которой недвусмысленно было указано на гибель отца и сына «в могучих водах Иртыша», обсудил вопросы купания в этой реке, вопросы течения, потом вышел на берег, увидел сходство ландшафтов, и воспоминания, очевидно, нахлынули на него…
Сад Ермака, Кремль, музей и всё такое - ну да, стандартные пункты программы, хотя я не отказал себе в удовольствии излить чувакам вкратце все темы, связанные с местным реконструкционным вандализмом. В новом музее второй раз был - ну чо, очень по-школьному всё, да. У. согласился. Всего одна комната - туда собрали всё, что могли про сибирских татар - и это уже отдельная выставка, дополнительный билет. Также с Романовыми. Полное фуфло. Одна радость: билеты на иностранцев мы проигнорировали и взяли стандартные. На третьем этаже пару лет назад одни портреты висели, сейчас чем-то начали это всё разбавлять. Но всё равно - в основном портреты. Американцев заинтересовали девять портретов Ермака, висящих на одной стенке и представляющих вариации одной традиции. Мне понравились две картины в романтическом духе с молодыми девками, написанные местным художником в 1830-х. Ещё Д. увидел довольно знаменитую картинку с каким-то имперским молодым аристократом в круглых очёчках и воскликнул: 'It’s John Lennon'.
Подгорой, проследовав мимо бывшего здания мебельной фабрики, мы углубились в местность, мирно обсуждая Келли о'Нил и прочие научные вопросы. За нами увязался мальчик лет 11-12. Я сразу понял, что ему любопытно послушать о чём-таком болтают явные иностранцы и не особо обращал внимание. На углу двое местных ремков спросили закурить, поглядели вслед и тоже увязались за нами. «Ну что, - сказал я, - минут за 20 полиция приедет». Не знаю даже, поняли ли чуваки суть момента, потому что Д. всё играл с этим мальчиком в игру кто от кого отстанет, и наконец победил - мальчик перешёл на другую сторону улицы. По счастью в то же время отстали и бомжеватые наши преследователи, которых опасаться куда больше следовало [может, кстати, дело в том, что мы перешли мост через Абрамку - это же не их район уже был…]. Но зато на остановке напротив приключились уже очевидные бомжи, пытавшиеся на лавочке спать. За углом почти напротив мечети стояла пятнадцатая татарская школа, на которой было написано отнюдь не «рахим итегез», а совсем иначе - по-местному. У. заметил, что на ту же фразу на турецком похоже.
Да, день прошёл под эгидой Прокудина-Горского, который нас всех объединил и был некой путеводной нитью, т.к. в некоторых местах можно было вставать и говорить, что вот тот или иной его снимок сделан примерно отсюда.
В конце-концов, по улице Мира (бывшей Сталина) вернулись мы в старый разваленный центр, повернули к церкви Михаила Архангела и дому, в котором жил Радищев. Поднялись по Прямскому взвозу и в избушке напротив ЦГ, превращённой в кабак (тюменское know-how), завершили экскурсию. Чуваки пили пиво, я пил водку, в итоге все пили и то и другое, но мне-то было вставать куда раньше и в общем как дурак я с американцами пива с водкой напился и болел. Тоже вот - достижение.
В кабаке они вновь вспомнили сургутского друга - не могли не вспомнить. А зашла речь ещё о политике, чуваки, как и положено американской профессуре, оказались демократами (когда ты демократ, каждодневно клянёшь республиканцев, кое-что понимаешь о России, большую часть жизни ей посвятил, понятно, что обидно от всяких мудаков слышать потом про ‘фашистов’). Я так на всякий случай сказал, что русские в штатах обычно голосуют за республиканцев и пошли разные аналогии. У. стал рассуждать о том, чтобы было если бы тобольская Подгора была чёрным районом (я, рассказывая о ней, привёл немало соображений о социальной деградации, негативном отборе жителей и даже упомянул джентрификацию, пытаясь пояснить эти безумные кирпичные домики у самого Прямского взвоза), я же намекнул на живительность системы добровольной сегрегации, потому что с ней страшно жить только в неблагополучном районе, а без неё - во всём городе. Потом по пьяной лавочке нас вообще куда только не заносило. Под конец даже Breaking Bad и South Park обсудили.