С начала этого года определили Маркушу в киндергарден при интенешенел-школе Somtavin.
Нам очень нравятся местные особенности тайских садов и школ - все на открытом воздухе, сборы на прогулку заключаются в натягивании сандалий. Наш выглядит так: большая крытая голубым поликарбонатом веранда, по бокам - двери кабинетов: младшей (3-4 года), средней (4-5 лет) и старшей (5-6 лет) групп, и столовой.
Крытая дорожка ведет от сада к зданию школы.
Детская площадка. Могла бы быть и более оборудованной, на мой взгляд, но дети довольны. Гуляют все три группы одновременно.
Пара кадров с окружающей территории:
На последней фотографии виден флагшток (вроде так назвается), и каждое утро двое деток, мальчик и девочка, поднимают флаг. Недавно эта честь выпала Марку, я обрадовалась, надеялась заснять на видео, но какое там, он удрал и бегал вокруг площадки, требовал опустить флаг обратно.
Обычно берут либо двух тайских детишек, либо двух фаранговских, Марк был в паре с Анной, немкой.
Период адаптации был, конечно, но плакал в мое отсутствие он не долго, может недельку суммарно, и по-немногу, а вот момент расставания до сих пор проходит не так гладко, как мне в идеале хотелось бы. Иногда спасает учитель средней группы (мы в младшей), мистер Джоуи, которого Марк сразу очень полюбил. Если начинает капризничать, его отводят поиграть в группу к мистеру Джоуи, а там к тому же двое его русских друзей из нашего поселка. Так что Марк в школе существует на две группы, по выбору.
С утра кормлю его кашей на завтрак, и поторапливаю:
- Кушай быстрее.
- Почему быстрее?
- Ну, время идет!
Встрепенулся, насторожился:
- Куда время идет? В садик?
И пару недель мое утро начиналось с вопроса: "А время сегодня идет в садик?"
В каждой группе два учителя: один - англоговорящий иностранец, второй - таец. Тайские учителя во всех группах - женщины, а вот носителем английского языка в средней и старшей группах выступают два англичанина, один из них как раз обожаемый Марком мистер Джоуи. Детки, особенно русские почему-то, очень к ним тянутся, и становится очевидно, насколько детям важно наличие мужчин в саду и школе, где они проводят существенную часть дня. Жаль, что в России это так исчезающе редко встречается.
Дети ходят в форме, всего у малышей их две - голубая рубашка с шортиками и желтая футболка + темно-синие шорты. Формы чередуются через день. Так же желательны белые носочки с темно-серыми следочками - очень удобно, выглядит свежо и нарядно, и дольше сохраняют чистый вид - стопы за счет серого цвета не натаптываются.
Школьный день начинается с 8:30 - с подъема флага и линейки. Во время подъема дети с учителями поют гимн (в основном тайцы), потом становятся в большой круг и поют еще пару песенок типа эй-би-си, и разбегаются по кабинетам. В течение дня у них есть занятие по английскому языку и по тайскому. Концепция школы: 70% английского и 30% тайского. Во время занятий обводят буквы в прописях, слушают книжки на английском, играют и как-то взаимодействуют с учителем на английском, учат песенки, алфавит, слова. Оказывается, им даже дают домашнее задание. Марк раньше не особо включался в учебный процесс, буквы в школе обводить отказывался, но делал это с огромным удовольствием со мной дома. И для нашей учительницы приятной неожиданностью стали пара слов на английском, которые он ей выдал, и его внезапное желание вместе со всеми пыхтеть над прописями. Она предложила нам взять листочек с заданием на дом, у Марка загорелись глазки от жадности и он хапнул два. Дома счастливый все обвел разноцветными ручками.
В течение дня у них три приема пищи: примерно в 9:30 - фрукты, около 11:30 - ланч, и в 14:30 - снэк. Я решила от садиковской еды отказаться из-за нашего анамнеза с аллергией и из-за того, что многие фаранговские детки тайскую еду не употребляют и приносят свою. Так что каждый день снаряжаю ему с собой lanch bag. По средам у них занятия в бассейне (детский бассейн на открытом воздухе), обучение плаванию, так что добавляется еще купальная одежда и полотенце. Причем так удивительно для меня было, что купальные трусики одеваются поверх обычных. После ланча нормальные дети в младшей группе спят, а мой гуляет с учителями по территории, смотрит мультики в столовой или играет в средней группе. Потому что если привести его к спящим детям, начинает орать, уснуть, понятное дело, в таких условиях никто не может. Зато он прекрасно засыпает на мотоцикле, когда я забираю его домой. В 15:00 школьный день уже заканчивается.