Я решила подступиться к очень сложному делу - марафонскому челленджу #10музыкальныхальбомов. Сложный он потому, что сказать двумя абзацами о каком-то альбоме - это множить и без того имеющуюся общую информацию, что совсем не интересно. Писать могобукоф - тоже не супер, читать никто не будет. Поэтому что получится из моей затеи я пока не могу предположить :).
У меня имеется только одна чёткая задумка: критерий отбора. У меня есть старый заброшенный тэг "альбомы-юбиляры". Да, когда-то я под замком писала на эту тему, там есть небольшая серия таких постов. Попробую возобновить это дело в рамках челленджа. Таким образом, я берусь за десятку интересных мне альбомов, которые в 2024 году отмечают юбилей.
Но начну я не с того альбома, который напрашивается по возрасту (про него напишу в следующем выпуске), а с того, который не просто юбилей отмечает, а отмечает его прямо точно день в день сегодня :). Его название и указано в заглавии поста.
U2 The Unforgettable Fire 1984
Альбом никогда не был мною очень любим. С неформальной точки зрения, я могу объяснить ситуацию так: U2 очень, просто очень сильно пришлось пробивать себе дорогу наверх. Это были очень молодые и очень честолюбивые ребята (один из четверых - стопроцентно! :)). И они родились в не совсем подходящей для рок-н-ролла стране (хотя тоже не все из них, но там они все собрались в 15-16-летнем возрасте, чтобы начать восхождение к вершинам).
Этот альбом стал их четвёртым альбомом. Если подходить к нему концептуально, то очевидно, что он достаточно хорошо вписался в тренд (если вы понимаете, о чём шла речь в 1984, и вообще в начале 1980-х гг.). Пост-панк/новая волна/содержательная лирика - тут всего этого очень много. Энергетика Боно всё это прекрасно цементировала.
Дополнительный плюс U2 в их монолитности. С точки зрения распределения ролей они, можно сказать, повторили битловский вариант: у каждого свой имидж, дополняющий друг друга.
В этом альбоме есть явный и очевидный хит-лидер, возможно, первая по-настоящему раскрученная и до сих пор востребованная вещь: Pride (In The Name Of Love). Это посвящение Мартину Лютеру Кингу, и, будь я взрослым меломаном на западе в то время, возможно, я первая обвинила бы ирландцев в конъюнктуре. Однако, победителей ведь не судят - а время давно всё расставило по местам. Каждый идёт к славе тем путём, который ему понятен.
Возможно, это вообще первая песня U2 проникшая на территорию СССР в массовом порядке или одна из первых - точно. Потому что в 1989 г. она вышла на вот этой пластинке и появилась на музыкальных прилавках:
Greenpeace Breakthrough (Гринпис прорыв), нашумевший в своё время двухтомник
U2 хороши тем, что они оказались очень обучаемыми в хорошем смысле слова. И если в те времена они брали за образец традицию подобных посвящений и благодаря этому научились быть рок-звёздами - что в этом плохого?
И да, для того чтобы понимать их вовлечённость в социальные процессы и политические активности, нужно постоянно держать в голове, что они - ирландцы (и католики).
Второй очевидный хит - заглавная песня The Unforgettable Fire. С ней дело обстоит несколько хуже. Возможно, U2 пытались сделать эмбиент - как они его понимали в тот момент, возможно, я не до конца понимаю их лирику, но песня в итоге получилась исключительно образно-символическая.
История песни такова: в начале 80-х U2 побывали в Чикаго, в Музее Мира, где в то время экспонировалась японская выставка картин и графики выживших в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Она называлась "Незабываемый огонь", оттуда Боно и позимствовал название и песни и всего альбома (хотя изначально песня не планировалась, как заглавная, но это уже более глубокие детали). Соответственно, здесь снова очень тесно переплетаются совсем несовместимые образы - любовь и предчувствие катастрофы (или окончания любви), что навеяно далёкими от романтики образами. Но за то U2 и любим, что они умеют по-настоящему "миксовать" темы и образы :).
Из примечательных и получивших заслуженное внимание песен я бы ещё назвала две: Bad и Wire - и обе, как сейчас говорят, о вреде наркотиков.
Ещё много лет назад, когда я это узнала, я, наверное, впервые задалась вопросом: а как вообще любить и постоянно слушать песни такого содержания? То есть, если песня цепляет, но оказывается, что она о каком-то ужасном пороке, например, то что вообще тут делать? Ответа я не нашла и по сей день :)
Я рассказала примерно о половине песен с альбома. Но, думаю, общее впечатление уже можно составить. Я не назвала A sort of homecoming - нечто вроде размышлений о путях (разных, в том числе и домой), Promenade - снова, можно сказать, социальная лирика (тоска, любовь в современном обществе и т.п.), 4th of July - и это совсем не о главном празднике в США, это редкий в творчестве группы инструментал, появившийся благодаря продюсерской хитрости, в общем, а название получивший в честь дня рождения дочери Эджа. Ещё два номера: Elvis Presley and America - о разочаровании и тоске и MLK - ещё одно посвящение Мартину Лютеру Кингу, завершающая альбом убаюкивающая практически колыбельная, хотя, конечно, нет, но эмбиент её подкрашивает в медитативный оттенок.
Я не назвала одну, на мой взгляд, из самых странных по образности песен U2 - Indian summer sky, песню, которая когда-то меня почти завораживала. Название её переводится примерно как «Небо бабьего лета», но как бы о небе там довольно мало. Это тоже песня-образ, но такая… концептуально странная :) Как говорил сам Боно: песня о желании «вырваться из города в открытое пространство» и про «ощущение скованности души в каменных джунглях». Я никогда не встречала никаких особых восторгов критиков по её поводу, что, в общем, и немудрено. На фоне «остросоциальных» песен она несколько теряется, а зря.
Этот беглый обзор альбома был бы неполным без маленькой детали. Насколько этот альбом попал в настроение тогдашних мэтров от передовой музыки, можно судить по тому факту, что в работе над ним принимали участие: Брайан Ино (на постоянной основе и как продюсер группы), Питер Гейбриел - как приглашённый музыкант и Даниэль Лануа (малоизвестен у нас, но тем, кто в теме хорошо известен, канадский музыкант и продюсер). Скромная такая компания, но исключительно яркая.
Что сказать об альбоме в целом? Он «нерусский» точно, никогда не будет здесь популярен, и я даже буду очень удивлена, если в России в него найдутся вдумчивые поклонники.
Общая философия альбома: метания от политики к любви, от урбанизации к природе, поиск себя, собственных образов и форм…
Я бы ещё отметила, что к этому альбому выходили би-сайды, среди которых, на мой вкус, есть прямо маленький шедевр по глубине постижения и образа - я говорю о песне Love Comes Tumbling.
Вроде бы любовная лирика и всё такое, как вообще можно сравнивать с Bad, например. А вот можно. Потому что легко сказать яркими образами о наркотиках, а вот попробуй скажи о любви, да ещё и с таким ярким сексуальным оттенком, и чтобы было не пошло, и чтобы было глубоко по осмыслению, и чтобы… было лаконично. Всё это воплощено в этой короткой элегичной песне, не очень характерной для U2 в целом (хотя как минимум ещё один подобный пример у них точно есть), записанной бонус-треком и не получившей широкой популярности. Необычность её ещё и в том, что U2 - совершенно «не романтичная» по содержанию группа, а LCT - очень романтичная песня. Прямо как неродная… :)
Знаю людей, которые считают, что из этой песни родилась канва для "Звезды по имени Солнце", кстати :) Можете разобраться в этом вопросе сами, если захотите.
А вот её текст:
Love don't need to find a way
You find your own way
I forget that I can't stay
And so I say that
All roads lead to where you are
All roads lead to where you are
The seed is spilled, the bed defiled
For you, a virgin bride
Hide yourself in someone else
Don't find yourself in me
I can't lift you up again
Love comes tumbling down again
Love don't need to find a way
You find your own way
I forget that you can stay
And so I say that
All roads lead to where you are
All roads lead to where you are
Вот такой альбом отмечает сегодня, 1 октября, 40 лет со дня своего рождения выхода.