Это будет длинная история. Вячеслав Бутусов - один из тех, кто "воспитывал" меня ещё с подросткового состояния. Правда, как и всё в этом мире, его воспитание тоже со временем закончилось, но... это будет уже совсем другая история :)
Кто бы мог подумать, что вот этому Бутусову, точно такому, как на фотографии, когда-нибудь исполнится 60 лет? Кто угодно, но не я. В те времена, когда мне было 14-16, я как-то автоматически предполагала, что "столько вообще не живут". А иконы рок-музыки были настолько молоды, полны сил и хороши собой, что невозможно было думать о том, что и они, и даже я сама подвержены общему свойству всех людей: изменяться с течением времени.
Моя "совместная" с Вячеславом Геннадьевичем (а тогда, разумеется, просто Славой) история началась где-то в середине 1988 года. Появилась и первая кассета с Наутилусом. Эти события не равнозначны, потому что узнала я Нау ещё до кассеты, а кассета означала, что теперь я тоже слушаю эту группу. В те времена я была особенно голодной до всякой новой музыки (а когда я была не, с другой стороны?) и была очень благодарной фанаткой-меломанкой, поэтому кассета была, как положено, заслушана если не до дыр (а я знала цену кассетам и записям и относилась к ним обычно бережно), то близко к этому.
Но несмотря на мою заинтересованость, Наутилус Помпилиус не стал моей "самой любимой группой", а я не стала "девочкой-поклонницей Славы" и никогда не сходила по нему с ума и не падала при виде его в обморок (если кто не знает, были примерно такие страницы истории в 80-90-х :)). Я к тому времени уже была воспитана в жанровой традиции ленинградского рок-клуба, так что Нау просто стал одной из очень хороших и близких мне групп.
Потом были концерты. Впервые я увидела Бутусова живьём 6 апреля 1991 года на классном сборном концерте "Рок против террора" (интересно, как нас в те времена родители туда одних отпускали?? Сегодня это уже как-то не очень укладывается в голове). Тогда же случилось и впервые получить его автограф.
Тогда не было информации в интернете за неименем самого интернета (ха-ха :)), поэтому следить за перепитиями судьбы любимых музыкантов было трудно. И все коллизии существования Наутилуса оставлись для меня тёмным лесом. Мне нравились практически все тогдашние забойные хиты Нау, но лишь спустя много лет я смогла по достоинству оценить великолепные тексты Ильи Кормильцева. А вот заслуга самого Бутусова в Нау для меня куда менее очевидна. Мне ближе такая позиция: он оказался в нужном месте в нужное время (прямо как Ринго Старр :)). Думаю, что многие со мной не согласятся, но спорить не буду. Да, В.Г. сочинял музыку и был лицом и голосом группы. И тем не менее без текстов Кормильцева это был бы какой-то совсем другой Наутилус.
Но как раз примерно в 1991 году начался процесс внутреннего становления сольного Бутусова. И тут меня ждали исключительно приятные сюрпризы.
В 1992 году вышел альбом "Чужая земля", и хотя он является по факту альбомом НП, для меня в нём явственно проступают будущие черты сольного Бутусова. И вообще: в одном из главных хитов альбома оказалось столько ещё тогда чужеродной, странной и манящей энергии... Из какого сора рождаются шедевры? Из того, что за несколько лет до этого мы все балдели под известную песню группы "Каома"? Неофициальное название того времени песни "На берегу безымянной реки" звучит как "Песня чилийских партизан". А Бутусов, оказывается, пел про Исеть, приток уральско-сибирской реки Тобол. Значит, достатчоно грамотно и умно смешать жанры, стили, идеи, историю с географией, добавить качественно подобранный фонетический ряд и получится классный хит? Да, наверное, примерно так - и так ведь было всегда. Даже у Пушкина.
Click to view
Очень наивно смотрится теперь этот клип, но не перестаёт быть милым и немного трогательным. Да, тогда мы ещё многого не знали и не умели снимать яркие и часто профессионально-выхолощенные видеоклипы.
А заглавная песня "Чужая земля" с того же альбома надолго стала моим гимном.
Click to view
В те годы мы частенько наведывались в Питер - отдохнуть, навестить "места боевой славы" рок-н-ролла. Уезжать было всегда грустно. Часто уезжали под эту песню. Было классно.
С тех пор творчество В.Г. стало для меня символизировать определённые вехи и события моей жизни, так уж сложилось. В 1997 вышел альбом "Яблокитай". Не могу сказать, что он мне понравился так же, как и основные работы Нау. Но и там, как свойственно многим альбомам НП, оказалась настоящая жемчужина, наполненная ожиданием и ощущением чего-то смутно-прекрасного.
Click to view
"Атлантида" - одна из лучших известных мне песен о любви.
А потом был 2003 год. Я слушала уже другую музыку, интересовалась другими вещами, была в расцвете сил и молодости и всё такое. Наверное, я не следила за событиями, потому что как гром среди ясного неба случилась новая группа - Ю-Питер. И, наверное, это был самый большой подарок мне от В.Г., потому что стержнем группы стал тандем Вячеслав Бутусов-Юрий Каспарян. Помню, что я пребывала некоторое время в каком-то ступорном состянии, которое можно охарактеризовать примерно так: я не ждала больше Каспаряна в своей жизни. Он остался осколком группы "Кино" далеко в прошлом, которое, похоже, переживал дольше, чем нам всем казалось и, наверное, тяжелее. Сколько таких музыкантов на свете? Переживших крушение мечты и группы, без которой он немыслим?
Но вот Бутусову Каспаряна удалось чем-то приворожить и он "воскрес". И это было очень, очень круто. Тогдашний Бутусов под сопровождение такой любимой и родной гитары Каспаряна! Даже передать не могу, как это потрясающе :)
Но следует отметить, что некоторое время я держала оборону и относилась скепитчески к новому проекту В.Г. Снос крыши произошёл летом 2004. Мы с [будущим] мужем возвращались из Питера и сидели где-то в кафе на Московском вокзале в ожидании поезда. И вдруг на весь зал ожидания врубили "Я покидаю землю".
Может быть слова о том, что "я улетаю завтра утром на рассвете", звучащие на Московском вокзале в Питере сыграли свою роль, не знаю :). Но с тех пор я без разговоров приняла Ю-Питер. А тогда, в тот момент, я поднялась из-за столика и пошла искать источник звука. Он нашёлся на другом конце зала в палатке с дисками и кассетами - там я его и купила. Диск Ю-Питера "Имя рек".
Жаль только, что группа оказалась не настолько жизнеспособной, как я надеялась сначала. Фактически, "Имя рек" - единственный крутой альбом, соответствующей заявке о себе Вячеслава Геннадьевича и Юрия Дмитриевича.
А ещё у Ю-Питера была песня "Сердце Эллина" - ничего особенного. Но под неё я ездила в любимый Крым. И хотя она о других жарких и прекрасных странах, это же совершенно неважно, как и в случае с рекой Исеть.
То чувство, когда стоишь на Дженевез-Кая и смотришь вниз, на море, любимый Судак и любимую набережную города. И слушаешь "Песню Эллина"...
Фото не из википедии, фото моё :)
Но наивысшей точки гармонии мои отншения с В.Г. достигли примерно в 2008/9 году, когда на концерты вернулась полная новой жизни вот эта песня:
Click to view
Те, кто знают меня давно, знают, что это - самый главный мой гимн всех времён. Как была с 1988 года, так и остаётся до сих пор. Так что трудно переоценить, что означало для меня исполнение её Вячеславом Геннадьевичем. Именно им - и никем другим. Именно он, как это ни странно, спел её так, как надо. И никакой Кинчев или Земфира или кто там ещё перепевает Цоя - просто рядом не стояли. Есть всего несколько человек, кто ЗНАЮТ, как надо петь Цоя и умеют это делать. Когда-нибудь, возможно, я об этом расскажу отдельно, а сейчас не буду отвелкаться. Мне кажется, что возвращение к жизни нескольких песен "Кино", явно тщательно отобранных В.Г. и Ю.Д. - это был апогей творческого развития В.Г. Он говорил где-то в интервью, что ему хотелось их исполнять, но он не чувствовал себя к этому готовым. Он никуда не торопился, он дозревал. Он не переживал, что время идёт и его прошло много - 20 лет. Он не стал той однодневкой, что прочие перепевальщики. Он готовился к этому и сделал это тогда, когда понял, что пора. И именно поэтому он так хорош с этими песнями - всеми, которые он исполнял.
Справедливости ради, нужно отметить и других музыкантов Ю-Питера: играют мастерски.
Я не знаю, что случилось дальше. Возраст? Усталость? Что-то ещё?
Дороги с Каспаряном через 10 лет разошлись. Но остался яркий пример того, как "встретились два одиночества" и что из этого получилось. В общем, можно сказать, что Ю-Питер был классным примером отечественной супергруппы.
Но дальше каждый пошёл своим путём. Что делает В.Г. сейчас я не знаю. Уже на закате Ю-Питера я утратила к нему интерес, потому что его свет стал меркнуть - и достаточно резко. Кто-то скажет, может, что как раз лучшие песни Ю-Питера и содержатся в альбоме "Гудгора" (2015), но я его даже послушать толком не смогла - какое-то занудство и всё так неинтересно... Может, я чего-то не поняла. Но это уже какая-то другая история, не моя. Моя история полна символичности, и иногда мне кажется, что "он знал, он знал" - что Бутусов шёл к вершине и к песням "Кино" именно ради меня. Понимаю, как это звучит, но были бы вы в моей шкуре и на моём месте, вы бы ещё и не такое думали :-). Это действительно был для меня бесценный подарок. Именно по этой причине я не тороплюсь идти на современное обновлённое "Кино": в одну реку дважды не войдёшь, но Вячеслав Бутусов для меня обманул само время: именно с его исполнением песен "Кино" я вошла в ту же реку снова. Третий раз входить туда уже как-то неприлично :).
Я не перечислила и небольшой части всех ценных и любимых мною песен, когда-либо исполнявшихся Вячеславом Бутусовым. Но постаралась вспомнить несколько особенно важных.
Что пожелать сегодняшнему юбиляру - не знаю. Долгих лет и здоровья - это разумеется. А вот насчёт творчества - не хочется кривить душой. С ним стал напряг. Возможно, В.Г. теперь сосредоточился на своей многочисленной семье. Может, в этом всё и дело... Не знаю.
Но несмотря ни на что я очень благодарна Вячеславу Геннадьевичу за то, что он много лет так ярко озарял мою жизнь, что и сейчас при первых аккордах "Атлантиды", "Берега", "Зверя", "Эта музыка будет вечной", "Хлоп-Хлоп" или "Всего лишь быть" моё сердце начинает биться чуть-чуть сильнее :).
#осеньосень