http://alfred-griber.livejournal.com/620186.html ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ИШУВА В ПАЛЕСТИНЕ ПРИ ТУРЕЦКОМ ПРАВЛЕНИИ
3 ноября 1860 года был освящён первый еврейский квартал за стенами старого города в Иерусалиме - Мишкенот Шаананим, который был построен на средства Иуда Туро, еврейского мецената из Нового Орлеана.
8 июля 1861 года евреи Иерусалима потребовали от губернатора Сурая-паши передать им ключи от города "согласно закону в связи со смертью одного султана и восхождением на престол другого... Паша не отверг требования, а обратился за консультацией к своему совету, состоящему из муфтия, судьи и других представителей местной знати... Решение было в пользу израэлитов: весь совет знал, что евреи являются древними владельцами страны... Саид-паша отправился в еврейский квартал, его препроводили в дом главного раввина, и при большом стечении нарда паша вручил ему ключи".
(Э. Пиеротти "Обычаи и традиции Палестины")
13 июля 1863 года в Иерусалиме вышел в свет первый номер газеты на иврите «Хавацелет» (Лилия), которая была задумана как ежемесячник, однако со второго номера 1864 года стала еженедельником. После перерыва газета начала выходить в 1870 году.
9 ноября 1869 года через в Иерусалим приехал император Франц Иосиф. Его встречали овациями и триумфальными арками, причем самая красивая и пышная была построена именно иерусалимскими евреями. Франц Иосиф посвятил осмотру Иерусалима 4 дня, посетив не только христианские, но и еврейские места и даже подарив тысячу гульденов на строительство крыши для синагоги "Тиферет Исраэль". При посещении Стены Плача он спросил, почему евреи всё время возвращаются в Иерусалим, сколько бы их не прогоняли? Сопровождавший Императора Х. Бак ответил: "Просто господь вручил нам ключи от этого города, без нас его ворота некому было бы отпереть".
15 февраля 1870 года было основано первое сельскохозяйственное поселение современного Израиля Микве Исраэль. Эта сельскохозяйственная школа, расположенная к востоку от Тель-Авива на границе с Холоном была основана по инициативе И. Неттера, впервые посетившего страну в 1868 году и ставшего первым директором Микве Исраэль (1870-73 годы). Неттер видел в Микве Исраэль начало сети будущих еврейских сельскохозяйственных поселений.
3 ноября 1878 года было образовано поселение Петах-Тиква.
Первым из билуйцев (БИЛУ - организация еврейской молодежи в России) прибыл в Палестину Яаков Черток (отец Моше Шарета), а вскоре за ним, 6 июля 1882 года, группа из 14 человек во главе с Белкиндом прибыла в Яффо и начала работать в сельскохозяйственной школе Микве Исраэль.
30-31 июля 1882 года бывшими российскими евреями было образовано новое сельскохозяйственное поселение Ришон ле-Цион. Поселенцы договорились обрабатывать землю на общинных началах, чтобы каждый получал часть урожая, соответствующую количеству его земли.
6 декабря 1882 года первые поселенцы переехали на необжитое место, заросшую лесом гору. Новому поселению дали название Самарин по имени заброшенной арабской деревни Замарин. Впоследствии его стали именовать Зихрон-Яаков в память Яакова, отца барона Э. Ротшильда.
12 декабря 1882 года группа религиозных евреев из Румынии впервые вышла в поле на участке в заброшенной арабской деревне Гей-Они. Вечером поселенцы отпраздновали первую свадьбу, на которой решили считать этот день Днём основания Рош-Пины.
18 августа 1883 года было положено начало поселения Иесуд а-Маала в долине Хулы.
31 марта 1890 года неподалеку от Яффо состоялась церемония закладки железной дороги Яффо-Иерусалим, которую построили за два с половиной года. 26 сентября 1892 года тысячи иерусалимцев вышли встречать первый поезд из Яффо.
20 декабря 1891 года состоялось первое организационное собрание поселенцев мошава вэ-Наала Мэнуха, который через десятилетия превратился в город Реховот.
В декабре 1894 года около арабской деревни Катра у подножья Иудейских гор возникло поселение Гедера, куда переехала большая часть билуйцев.
19 мая 1896 года на землях, купленных у друзов бароном Ротшильдом, создано поселение Метула.
14 сентября 1899 года родилось первое еврейское поселение в Нижней Галилее - Седжера, которое основало Еврейское колонизационное общество.
В 1901 году семьями билуйцев из Зихрон-Яакова, Рош-Пинны и Шфеи при содействии Еврейского колонизационного общества в Нижней Галилее у подножия горы Тавор между Афулой и Тверией была создана мошава Месха, по названию близлежащего арабского села. Позднее она была переименована в Кфар-Тавор.
27 января 1902 года в Иерусалиме была основана больница "Шаарей Цедек". Первые сорок пять лет бессменным главой медцентра был доктор Моше Волох, весьма известная личность в мире медицины того времени. Доктор Волох даже проживал на территории медицинского центра, который порой называли его именем «больница доктора Волоха». Помимо него в памяти иерусалимцев осталась медсестра Залма Меир, которую в городе звали просто «сестра Залма». Она основала при медцентре что-то вроде небольшого детского дома, растя там детей, по тем или иным причинам брошенных родителями.
22 октября 1905 года усилиями супругов Иегуды и Фани Матман-Коэн в Яффо в еврейском квартале Неве Цедек создана "Ивритская школа-гимназия для мальчиков и девочек» (будущая гимназия "Герцлия"). Это было первое в мире учебное заведение, где преподавание всех предметов велось на иврите. При первом наборе учащихся в 1905 году в школу записалось всего 17 человек, тогда больше не набралось желающих получить образование на иврите.
16 января 1906 года в Иерусалиме профессором Борисом Шацем была основана школа Искусств "Бецалель", которая носит имя Бецалель в честь Бецалеля Бен-Ури Бен-Гур - первого художника, дизайнера и архитектора Эрец Исраэль. На первых порах в школе было 4 преподавателя и 20 студентов. Школа имела три отделения -для тех, кто обладал какой-то художественной подготовкой, вечернее - для не имевших никаких знаний в этой области и мастерские, где учили ремеслам - ковроткачеству, работам по металлу, дереву, кости. Теперь это Национальная еврейская академия искусств.
29 сентября 1907 года была создана Бар-Гиора - первая организация еврейской самоообороны в Эрец-Исраэль. Она была создана в Яффо на квартире И. Бен-Цви. Называлась "Союз для общей цели, которую возможно воплотить в жизнь лишь в узком кругу единомышленников", по-другому Бар-Гиора, в честь одного из руководителей восстания против Рима в 66 - 70 годах. Пароль придумали "В крови и огне пала Иудея, в крови и огне она восстанет". Во главе организации стал И. Шохат, которому было 20 лет. Члены Бар-Гиоры отправились в Нижнюю Галилею, бывшую тогда новым местом еврейской колонизации, начали работать в селении Седжера, стали инициаторами создания еврейской охранной службы, отобрав монополию на неё у арабов и черкесов.
21 июня 1908 года недалеко от Петах-Тиквы Одесским палестинским обществом был основан рабочий посёлок Эйн-Ганим. Одним из пионеров его заселения был одессит Даниэль Глазман вместе с женой Либой и тремя сыновьями Хаимом, Ильёй и Давидом. Сегодня мошав - один из районов Петах-Тиквы.
11 апреля 1909 года считается днём основания Тель-Авива. В 1906 году было создано общество "Ахуззат-Баит", ставившее своей целью основание «еврейского центра городского типа». Во главе общества стоял Акива А. Вайс (1868-1947). Тель-Авив, созданный как зеленый пригород Яффо, назывался вначале по названию общества - Ахуззат-Баит.
12 апреля 1909 года в Седжере, поселении Галилеи, были убиты двое работников - И. Корнгольд и Ш. Меламед. В этот же день в селении Месха была основана организация а-Шомер. Первые еврейские поселения Эрец Исраэль были уязвимы не только малочисленностью и одиночеством, но и привлечением к охране арабов. В результате те получали над евреями власть и пользовались ею бесконтрольно. Осознание этой зависимости и привело к созданию а-Шомера, ставившего цель воспитания в Стране кадров еврейских сторожей.
1 декабря 1909 года на одном из первых участков, приобретенных Еврейским национальным фондом по инициативе семи халуцим, прибывших в Эрец-Исраэль со второй алиёй и работавших наемными рабочими на соседней ферме Кинерет, основан кибуц Дгания.
1910, 11 ноября 1910 года был образован мошав Мерхавия на холме Фула - первое еврейское поселение в Изреельской долине. Одним из основателей мошава стал состоятельный российский еврей Элиягу Блюменфельд.
1911, 6 ноября 1911 года к охране селения Реховот и его сельхозугодий приступила еврейская организация а-Шомер.В ней участвовали 5 конных и 15 пеших сторожей. Каждую ночь они охраняли виноградники и плантации цитрусовых. Эта услуга стоила селению на 7 тысяч франков в год дороже, чем та же - арабов. Однако грабежи прекратились.
3 марта 1912 года карнавальное шествие впервые прошло по улицам незадолго перед этим основанного Тель-Авива. Это шествие стало с тех пор традиционным. Тель-авивский карнавал носил название Адлояда ("чтобы не смог отличить", т. е. чтобы не смог отличить слов "проклят Аман" от "благословен Мордехай").
9-11 апреля 1912 года благодаря пожертвованиям Дж. Шиффа (100 тыс. долларов) и переданным наследниками К. Высоцкого, согласно его завещанию, 100 тыс. рублей (огромные по тем временам суммы), в Среднем городе Хайфы было заложено здание училища, будущего технологического института (Техниона) по проекту архитектора А. Бервальда.
22 августа 1914 года в Тель-Авиве открылся кинотеатр "Эден". Первым фильмом, показанным в нём, стал «Последний день Помпеи». Место для строительства было выбрано сразу за границей (ул. Пинес) квартала Неве-Цедек. Название «Эден» - Рай, было предложено Симхой Бен-Ционом (Гутманом) - отцом известного художника Нахума Гутмана. Основатель современного иврита Элиезер Бен-Иуда придумал специальное слово - «реиноа» - движущийся вид. Слово не прижилось, и постепенно его вытеснило слово «кольноа», придуманное позже журналистом газеты «ХаАрец» Иудой Карни. Кольноа «Эден» было построено при участии немецких инженеров, киноаппарат привезен из Франции, а мебель - из Австрии. Кинотеатр вмещал около 1000 человек. Специально для кинотеатра был приобретен электрогенератор. Помещение кинотеатра, кроме своего прямого предназначения служило и местом проведения собраний, лекций и даже театральной сценой.
10 октября 1916 года был утверждён устав Еврейского драматического общества (впоследствии - театра "Габима" - "Подмостки"). Основателями театра считаются Нахум Цемех, Менахем Гнесин и Хана Ровина. Эту группу выделяло приверженность сионистской мечте, желание ставить спектакли в Иерусалиме.
21 октября 1916 года в Северной Галилее членами организации а-Шомер был создан кибуц Кфар-Баг. (Баг - аббревиатура названия Бар-Гиора). Главными занятиями жителей кибуца было сельское хозяйство и охранная служба в Метуле. В 1919 году кибуц был переименован в Кфар-Гилъади в честь Исраэля Гилъади (1886-1918), одного из создателей Ха-Шомера.
11 января 1917 года был создан Временный совет палестинских евреев.
28 марта 1917 года из Анкары пришёл указ об изгнании евреев из Тель-Авива и Яффо. Два дня спустя городской комитет Тель-Авива расклеил объявления, где жителям предписывалось срочно покинуть город. В объявлениях также указывалось, что состоятельные люди имеют право ехать куда угодно, кроме Иерусалима и Хайфы, бедные же будут отправлены в Сирию за счет правительства. В тот же день в Тель-Авиве был создан Комитет по переселению, взявший на себя решение всех проблем, связанных с транспортом и поисками подходящего жилья для беглецов.
Из пяти тысяч изгнанников приблизительно две тысячи поселились в Нижней Галилее, около тысячи в Цфате и Тверии, и еще тысяча - в Кфар-Сабе, крошечном поселке, который вскоре быстро разросся. В Яффо и Тель-Авиве была оставлена еврейская охрана, которую вскоре турки официально признали.
7 мая лондонская газета "Jewish Chronicle" опубликовала материал о депортации евреев Эрец-Исраэль турками.
8000 евреев покинули Яффо. Дома евреев В Тель-Авиве и Яффо разграблены, Двоих евреев повесили при въезде в Тель-Авив. Еврейская охрана, оставленная в Тель-Авиве для наблюдения за имуществом изгнанных, была арестована. 300 евреев Иерусалима тоже были изгнаны.
8 ноября 1917 года войска Англии освободили от турок город Вифлеем.
16 ноября 1917 года британские войска под командой Алленби освободили от турок город Тель-Авив.
11 декабря 1917 года в Иерусалим вошли британские войска под предводительством генерала Алленби, который на величественном белом коне прогарцевал по запруженным народом улицам города.
Турецкое правление Палестиной было закончено.