Mar 23, 2011 00:03
Фильм Александра Миндадзе "В субботу", где рассказывается о событиях, произошедших во время выхода из строя реактора на Чернобыльской АЭС, в этом году приобретает особое значение.
Первое. В апреле исполняется четверть векасо дня чернобыльской трагедии. Второе - в связи с событиями в Японии картина становится все более актуальной.
Фильм "В субботу" представлял нашу страну на Берлинском кинофестивале, после чего был показан на киносмотре "Дух огня" в Ханты-Мансийске, где получил специальный приз жюри. В России премьера картины состоялась вчера - 17 марта, а в широком прокате она появится через неделю - 24 марта. За день до премьеры в ряде СМИ появились сообщения, что в братском государстве Беларусь, где фильм должен был появиться на экранах одновременно с Россией, он снят с проката. Якобы по вине авторов, не давших разрешение на прокат картины в Республике Беларусь. Главным спикером на эту тему представлен гендиректор "Киновидеопроката" Минского горисполкома Василий Коктыш, который и заявил, что договор о показе фильма в Минске с 24 марта был расторгнут, поскольку правообладатели не дали разрешения на прокат картины.
Обозреватель "РГ" связалась с режиссером картины Александром Миндадзе и попросила прокомментировать ситуацию:
- О причинах случившегося можно только догадываться, - сказал Александр Анатольевич. - Внешняя сторона такова: белорусская сторона ссылается на правообладателей, что мы что-то им не дали. На самом деле они к нам не обращались! Все авторские права у студии "Пассажир", где я являюсь художественным руководителем, и никогда ни один человек из Беларуси не говорил с нами по поводу проката.
Российская газета: Но то, что в Беларуси картину запретили, - это правда?
Миндадзе: Видимо, да. Я там не был, но СМИ пишут, что фильм снят с проката. И все повернуто так, что мы этого не хотим, мы не даем прав.
РГ: Но хоть кто-то по этому поводу вам звонил?
Миндадзе: Никто и никогда. Права - они же юридически оформляются, существуют дистрибьюторы... Повторяю: ни один человек из Беларуси не обращался к нам по поводу прав. Более того, я бы с удовольствием предоставил для Беларуси любые права. Я снимал там прежнюю картину, первую свою картину. С Беларусью меня связывают давние отношения, многих хороших кинематографистов оттуда, с которыми я дружил, уже, к сожалению, нет...
Так что если сложившаяся ситуация - это недоразумение, то я открыт и готов отдать права немедленно! Чтобы белорусское общество посмотрело эту картину не глазами чиновников, а своими собственными.
РГ: Вы же осознаете всю важность картины для белорусов, у которых, к сожалению, есть чернобыльский опыт.
Миндадзе: Да, у них есть тот самый пассивный чернобыльский опыт. Речь не о ликвидации и последствиях, а о той фазе, которая была потом. Именно о первых часах после трагедии, когда люди жили слухами. И точно так же 26 апреля 1986 года я вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым и оператором Георгием Рербергом стоял на крыше дома в центре Минска... Недалеко от Чернобыля мы снимали фильм "Плюмбум". И мне все это очень хорошо знакомо. И я понимаю всю важность. Мне очень жаль, что многое тонет в демагогии. Есть там люди, которые говорят: нашим ликвидаторам это совершенно не понравится. Но картина не о ликвидаторах. И те, кто так говорит, фильм не видели.