Лы-ы-ыжики. Мемуары про меня, лыжи и "Поезд Здовья"

Feb 16, 2009 22:23

Зима сейчас. Хех. Думаю, вы заметили. А снегуу ууу... много выпало. Ну, где снег, там и лыжики. Лыжник я, собственно, не очень хороший. Так, любитель-чайник. Лыжами, как спортом, не занималась никогда. Но воспоминания напишу. Про меня и лыжи.
Сначала жили мы на 2-й Квесисской. Сейчас это почти центр, однако. Но и во времена моего детства это был город и кататься на лыжах было, в общем, негде. Ну, мы и не катались почти. Зимой были коньки. Потому что рядом у нас - стадион Пищевик, где каждую зиму заливали каток. И мы ходили туда всей семьёй. Или ездили в Парк им.Горького, что у метро Парк Культуры. Там тогда заливали дорожки. Кататься было здОрово. Но вот наш деревянный дом сломали. И мы переехали на Тайнинскую улицу. Тогда это была - жопа. Впрочем, она и сейчас это слово, но в значительно меньшей степени. Переехали мы в 1971 году, а до 1961 это вообще была не Москва, а город Бабушкин. Никаких катков рядом не было. Вернее, один был, в 6 остановках на автобусе, который ходил раз в году. Но зато не далеко был Лосиноостровский лесопарк! А совсем рядом - Джамгаровский пруд! И мы переквалифицировались на лыжи.
Сначала приобрели всем эти девайсы. На своих чёрных деревянных, с креплениями ратафеллы (надеюсь, я правильно написала название) и кожаными ботинками, я каталась потом ещё лет 15, до самого своего замужества. Поскольку пруд был ближе всего, то именно там мы часто катались с горки. Джамгаровка большая, круг по льду, наверное, километра два. Простор для начинающих лыжников. И школьные уроки физ-ры на лыжах тоже были там.
Реже мы выбирались на выходной в Лосиноостровский лесопарк. Но кататься там было классно! Моя мама почему-то очень полюбила лыжи и вытаскивала нас с сестрой почти каждое воскресенье. Однажды что-то ей взбрело в голову, и она потащила нас кататься на лыжах аж в конце марта. В городе на улицах уже всё растаяло. И на нас, идущих с лыжами, смотрели, как на придурков. В лесу снег ещё был. Там, где раньше была лыжня. Он просто сильно спрессовался и пока не растаял. Всё это представляло собою как бы трамвайные колеи - обледенелые две полоски снега вдоль тропинок. А рядом - зеленеет травка. Эт-т-то катание я надолго запомнила!
Но вот что я вспоминаю с неизменным умилением каждую зиму - так это "Поезд Здоровья". Сейчас мало кто помнит про эти мероприятия. Такого, наверное, нету уже. Что это было - сейчас расскажу.
Моя мама работала тогда в издательстве "Экономика".В её отделе была дама, член профкома. Она как раз отвечала за спортивно-физкультурную работу. Каждый год профсоюз закупал билеты на эти поезда Здоровья. Взявши бесплатно такой билетик, можно было придти на указанный в нём вокзал. Так же были указаны день и время отправления поезда. Приходишь, билет проверяют, садишься в свой вагон. Который часто был плацкартный. Народу много, все с лыжами. Поезд ехал без остановок, например, в Усово по Белорусской дороге. За время пути нужно было сходить в "командирский" вагон и получить сухой паёк, который входил в стоимость билета. Там были обычно сосиски, плавленый сыр, печенье, сахар и ещё чего-нибудь вкусненькое. Но вот поезд приехал. Останавливался он обычно не на платформе, а в чистом поле или в лесу. В тупике. Выходили организаторы и объявляли, во сколько поедем обратно. Специальные интрукторы вели по маршрутам. Это и объявлялось по приезде. Например: "Инструктор Вася Пупкин поведёт всех желающих на 20 км, лыжня промаркирована красным, Иван Сидоров поведёт на 15 км, лыжня промаркирована синим" и т.д. Действительно, все лыжни были круговые и промаркированы - или ленточки привязаны, или на стволах деревьев краской помечено. Заблудиться мудрено.
Мы обычно за инструкторами не ходили. Физподготовка не та. Катались сами по себе. Обычно на 10 или на 15 км. Прошли в своём темпе, вернулись к поезду за час до отправления, а там мммм... сухой паёк со вкусняшками и чай из титана.
На мамкиной работе что-то было мало желающих кататься на лыжах. Кто-то ездил сначала, потом народу надоело. И моя мама - энтузиастка забирала себе львиную долю билетов, чтобы не пропали. У нас они были просто лентами. Зачастую мы ехали вдвоём-втроём-вчетвером, а билетов у нас было 10-15. И на все отоваривали сухой паёк. Просто праздник живота! С нами съездили все наши родственники и знакомые, и знакомые знакомых и их родственники.
А вообще-то было классно. Единственное, что портило эту идиллию (кроме того, что надоело в конце-концов), так это возлияния других участников мероприятия. Дело в том, что билеты выкупались предприятиями для своих работников. И часто - какой- нибудь завод брал для своих работяг. А им напиться - просто святое. У них часто дело до лыж не доходило. Они по приезде так и оставались в поезде, развлекаясь литрболом. Ехать с ними в одном вагоне было крайне неприятно. Но такое случалось не каждый раз. А как попадёшь.
Ну, вспоминаются всякие-разные занимательно-курьёзные случаи. Однажды поезд Здоровья был от Савёловского вокзала, везли нас в район Дмитрова. В тот раз поехали я, моя тётя Люба, её сын Дима и моя сестра. Ехали мы на лыжах ехали, и приехали в какую-то деревню. Сначала попали к памятнику воинам, оборонявшим здесь Москву в 1941 году. Памятник стоял на высоком обрыве. Вид оттуда был на Дмитров и окрестности - просто офигительный. Не даром здесь во время войны стояла батарея. Дорога внизу просматривалась на много километров. У памятника какой-то местный дедушка убирал снег. Разговорились. Оказалось, что он во время войны пацаном был. И когда война пришла, можно сказать, к нему домой, на этой батарее подавал снаряды. Тогда ему и оторвало руку. Действительно, у дедульки одной руки ниже локтя нету. Он ловко орудовал лопатой зажимая длинный конец подмышкой и управляясь другой рукой. Пообщались, дедушка показал нам правильное направление, и мы поехали дальше через село. А улица там была сильно под горку. Нужно сказать, что моя тётя Люба - женщина корпулентная. При росте 156 см весила почти 100 кг. На лыжах она каталась плохо, особенно с горки. Мы притормаживали, чтобы сильно не разогнаться. А она не умела. Поэтому умчалась вниз с воплем. Улица заканчивалась небольшой площадью. На которой гуляла деревенская свадьба с гармонистом и ряжеными. Пьяные селяне весело распевали частушки, когда в их развесёлые ряды с визгом заехала моя тётя. Они не растерялись, мигом словили её, тормознули и налили стопарик самогона. И расстались, очень довольные друг другом.
В другой раз, в тех же краях, мы выехали к горнолыжному склону. Там играла музыка, работали подьёмники и катались красивые горнолыжники. А местные мальчишки спускались с горок на старых коротко обрезанных деревянных лыжах, прикрученных к обуви верёвками. Причём, очень хитро - и впереди, и сзади. Чтобы пятка не поднималась. И бугели у них были самодельные. Похоже, что они пользовались подьёмниками бесплатно и нелегально. А может, их пропускали, как своих, по блату. В общем, контраст между ними и нарядной публикой на дорогих лыжах был ещё тот. Потом мы специально ездили от "поезда Здоровье" через лес посмотреть на горнолыжников.
В Усово был лесной овраг, в котором какой-то местный умелец поставил скульптуры из снега. Там были и Баба Яга, и Кощей Бессмертный, Чебурашка и ещё много какие персонажи. Для отделки использовались крышки от пивных бутылок, проволочки и ещё бог-знает-что. На входе - объявление с просьбой фигуры не портить и не ломать. У каждой фигурки были фанерки с забавными стишками.
Как-то раз, уже не помню, в каком конкретно месте, ехали мы по полю. А там были скирды соломы. Вдруг оттуда выскочил кабан и помчался в лес. Большо-ой такой! Наверное, спал себе в соломе, а мы его спугнули. Похоже, что он больше нас испугался.
Я потом не каждый раз ездила. Надоело мне. Мама с сестрой катались вдвоём и встретили в лесу лосей. Которые увидели людей и свернули в лес.
Однажды маме стало плохо. Она чем-то отравилась. Но утром чувствовала себя более-менее и решила ехать, чтобы билеты не пропали. Хорошо, что с нами поехал тогда мой отец, который лыжи не любил и катался крайне редко. Когда приехали на место, ей стало совсем худо, и она осталась в поезде. Отец остался с ней. Мы покатались немножко с сестрой. Вернулись в поезд. Поехали домой. Как добирались от вокзала до дома - просто песня. Мы с сестрой тащили лыжи, а отец транспортировал маму.
По-моему, после этого она перестала брать эти билеты. А может, профсоюз перестал их заказывать, потому что кроме нашего семейства, желающих не было. А мне в конце концов надоело и я начала возмущаться каждовыходными добровольно-принудительными лыжами. А зря! Теперь вот есть, что вспомнить.


лыжи

Previous post Next post
Up