ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАРЬИ.
Станция Шарья возникла в связи со строительством участка СЖД между Вологдой и Вяткой.
Ее строительство связано с именем профессора математического факультета Московского университета, друга Н.В. Гоголя и А.Н. Герцена - Ф.В. Чижикова, родом происходившего из Костромы.
Участок дороги Вологда-Вятка, включающий и Шарью, строился частными подрядчиками, но под контролем МПС и на государственные средства.
1 ноября 1906 г. этот участок был передан в ведение Московско-Ярославской-Архангельской жд.
Официальное открытие движения по участку состоялось 24 ноября 1906г. с последующим (через два месяца)
указом о присвоения названия "Северные железные дороги" общей протяженностью в 2000 верст.
Одновременно с дорогой строился и вокзал в стиле эклектики, который господствовал в Европе в то время.
Из романовского стиля архитектуры заимствованы округлые верхние части всех окон, дверей и ниш.
Постороены были также паровозное депо, пакгауз, поликлиника, больница, начальная школа и несколько жилых домов для начальства.
Так возникла станция, названная Шарьей по имени реки Шарья. Название реки дали еще марийцы.
С корнем "шар" в марийском языке много слов. В данном случае более подходит горно-марийское слово "шараш", что означает "лужа".
По сравнению с Ветлугой, которую марийцы называли "Энер", что означает "река", ее приток представлял небольшую воду, или лужу.
Дорогу к нашей станции подвели с востока, по реке Вятке в разобранном виде подвезли паровозы и подвижной состав.
От реки, к г. Котельничу, где было построено временное дощатое депо , проложили ж.д. ветку.
От Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье, используя подвижной состав.
Первые паровозы серии "ОВ" и "ОД" без будок для машиниста были построены в Сормове.
Кадры (квалифицированные рабочие и машинисты) были присланы с других дорог, больше всего с Николаевской (Октябрьской) ж.д.
На фото: Один из первых машинистов Н.П. Савельев.
Продолжение следует.