Статья, написанная для интернет - журнала "Время луны"
Табу́ - строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания. (Википедия).
Все общечеловеческие табу имеют глубокие корни в нашем бессознательном и, так или иначе, транслируются через язык мифа. Практически в каждой культуре существуют мифы, повествующие о переступании через божественный запрет. Когда находится герой, бросающий вызов незыблемости существующего мироустройства. Как правило, этот герой в результате несет некую кару - последствия божественного гнева. В некоторых сюжетах в итоге наступает примирение героя с божеством, волю которого этот герой преступил. В других же, герой обречен на вечное страдание и остается изгоем. Все эти мифы, помимо прочего, объединяет тот факт, что мир меняется вследствие нарушения запрета, становится больше, пространство вариантов богаче. Возвращаясь к определению из Википедии, возникает вопрос: от чего зависит, станет нарушение табу священнодействием, некой инициацией или действием, несущим проклятие совершившему этот акт?
Я предлагаю глубже исследовать эту тему на примере сюжетов одной из самых молодых и, на мой взгляд, самых жестких и непримиримых мифологических систем, а именно иудеохристианства. Его стратегия - тотальное вытеснение других сюжетов. Оно демонизирует другие божественные потоки, об'являя их безусловным злом и грозя тяжёлыми карами за любые проявления интереса в их сторону. Иудеохристианство пытается полностью монополизировать сознание человека, фактически сузить его, заключив в жесткие рамки. И, как следствие, оно создало, возможно, самую разветвленную и многочисленную систему демонологии. Так великая богиня любви и одновременно богиня - воительница Астарта, например, стала демоном Астарот, потеряв в христианском прочтении даже свою половую принадлежность. Это очень большая, глубокая тема, которую невозможно объять одной статьей. А здесь и сейчас я хочу рассказать о двух нарушителях божественной воли ветхозаветного Яхве. Один из них - Азазель, превратившийся из светоносного ангела в одного из опаснейших демонов.
История Азазеля описана в «Книге Еноха». Азазель возглавил группу из 200 ангелов, решившую спуститься с небес и вступить в брак с земными женщинами. Ангелы вели активную просветительскую деятельность среди людей, они обучили их основам магического искусства, кузнечному делу, астрономии, астрологии, искусству украшать себя, т.е. фактически заложили некий культурный человеческий базис. Далее миф говорит, что дети ангелов от человеческих женщин были гигантами, которых не смогла прокормить земля, и которые были уничтожены потопом, насланным богом. А Азазель был заточен в дыре в земле в пустыне после того как вынужден был наблюдать смерть своих детей.
Еще существует описание ежегодно проводимого ритуала у древних евреев, когда Азазелю жертвовали козла, объявив его носителем всех грехов народа и изгнав в пустыню. Таким образом, участью Азазеля стало бремя козла отпущения человеческих грехов. Позже в этой роли стал более известен Люцифер, которому как главный грех вменяется гордыня.
Это та информация, то рациональное знание, которое можно найти сегодня на просторах интернета. Но язык мифа часто иррационален, наполнен символами, требующими расшифровки. И я приглашаю Вас использовать метод активного воображения, разработанный еще Карлом Густавом Юнгом. С помощью осознанной настройки на пространство мифа, медитации и проживания его образов становится возможен выход на более глубокие контексты и мотивы описываемых в мифе событий. Погружение на архетипический слой нашей психики позволяет войти в контакт с глубинными, часто вытесненными чувствами, которые, тем не менее, во многом определяют и направляют течение нашей жизни и увеличить степень собственной осознанности. Проживая энергию архетипа как некоего заряженного ядра в нашем бессознательном, мы позволяем этой энергии раскрыться, свободно течь, обогащая личность новыми качествами, новыми осознаниями, быть в контакте с копилкой коллективного человеческого опыта. Я готова поделиться тем материалом, который начал распаковываться во мне при погружении в поток Азазеля.
Нарушая табу, ломаем ли мы устаревшую косную систему, препятствующую нашему росту и тем самым увеличиваем уровень личной силы, или разрушаем какие-то струны собственной души? Осознаем ли мы, что приносим в жертву? Готовы ли мы нести ответственность за последствия для себя и своего мира? На эти вопросы поможет ответить Азазель. Его поток учит видеть и чувствовать процесс проецирования своих качеств вовне, помогает вернуть себя себе. А также возвращать чужие проекции, препятствующие росту личности. Он дарит неуклонное стремление к расширению своих границ, росту, новаторству и отваге в этих процессах, учит распознавать ловушки и игры ума, ведет к развитию обоих полушарий и выводит на новое, более глубокое мировосприятие.
Азазель помогает трансформировать свой внутренний мир, глубоко осознав, что вина, грех, наказание суть лишь следствие оценки сознания. Он ведет к растождествлению с фигурой непримиримого, судящего и карающего отца. К такой фигуре отца можно причислить и социальную систему современного мира. И это важный момент для человека практикующего и идущего путем ведания - выйти из подростковой модели бунта против устройства современного социума и уметь играть с его законами, осознанно выбирая, какие из них соблюдать, а какие нарушать, понимая и умея справиться с последствиями, и в создании каких новых законов мироустройства участвовать.
Но все имеет свою цену. И войти в поток Азазеля, ощутить его трансформирующую силу обозначает также встретиться с собственным козлом отпущения, почувствовать и прожить его боль и его гнев, его стремление проявиться. Потому что в каждом из нас есть эта изначально светлая, невинная часть, назначенная нести это бремя. И получить доступ к дарам Азазеля возможно только увидев его истинный светоносный лик, пройдя сквозь собственные страхи и почувствовав его глубинную суть.
Вторую героиню этого исследования зовут Лилит. Существует несколько трактовок ее происхождения и истории. Здесь же я хочу представить наиболее распространенный в наши дни сюжет, рассказывающий о первой жене Адама.
Лилит была создана с Адамом в один день. Она была прекрасна и обольстительна. Адам возжелал ее, и у них возник спор. Адам настаивал, что Лилит должна лечь снизу и вообще быть ему покорной. Лилит отказалась, говоря, что они равны. Спор не утихал, Лилит проговорила тайное имя бога, которое тот открыл ей ранее, и улетела из Эдемского сада. Заскучав, Адам пришел к богу с просьбой вернуть ему Лилит. Бог послал трех ангелов на ее поиски. Ангелы вскоре обнаружили ее у Красного моря в об'ятиях Самаэля, владыки ада, порождающей демонов. Лилит отказалась возвращаться, за что была проклята на смерть своих детей. А бог создал для Адама из его ребра Еву, не менее прекрасную, но уже изначально послушную. Говорят, что Адам в глубине души до сих пор тоскует по Лилит, а она является к нему в эротических снах. Лилит стала королевой демонов. Считалось, что она нападает на матерей во время родов, пьет кровь младенцев и крадет сперму мужчин во время их сна для зачатия новых демонов.
Архетипическая энергия Лилит последние десятилетия набирает силу и все активнее проявляется в современном мире. Это неукротимое стремление к свободе, бушующая стихия и одновременно глубочайшая укорененность в своей сути. Это свободно проявляющаяся сексуальность и в то же время глубокая мудрость, недаром Лилит известно тайное имя бога. Бытует мнение, что Лилит - символ современных феминисток, но я вижу здесь некую подмену. Лилит не борется за то, чтобы быть такой же, как мужчина. Она подлинная в своем женском естестве. Пространство Лилит - это полная свобода в своих желаниях, абсолютное отсутствие каких-то стереотипов, табу и запретов. Для нее их просто не существует. Это свобода желаний и устремлений, идущих из самой глубины души. Ее зов - это зов сущностной природы человека, тех даров, которые в нем заложены и стремятся расцвести, реализоваться в этом мире.
И как ни одна серьезная трансформация не происходит без переживания смерти в каком - либо ее аспекте, так и встреча с Лилит неизбежно связана с разрушением для современного человека. Ее мощный стихийный поток несет смерть для ложных аспектов личности, для патологических отождествлений себя с социальными ролями, для иллюзий и самообмана. Многие искатели застревают на этом этапе, не прожив свой страх и боль полностью, и долго не могут почувствовать ее созидательную сторону, очень бережную и творческую ипостась. Тем же, кто не побоится углубляться в ее пространство, Лилит помогает установить динамический баланс, осознанно выстроить собственный цикл созидания и разрушения: беспощадно разрушать отжившее из глубокой любви и сострадания, и из такой же любви пестовать живые семена своей души, напитывая их вниманием, предоставляя для них время и пространство.
Ее дары - это раскрытие таких качеств как текучесть, высокая чувствительность и цветущая сексуальность, иррациональность, интуиция, видение и понимание глубинных процессов, раскрытие жизненного пространства, потребность пропускать через себя, одушевлять, свобода проявлений.
Проживая сюжеты этих двух мифов в своей жизни, осознанно погружаясь на архетипический слой своего сознания, каждый ищущий найдет и распакует для себя еще много смыслов, открытий, глубоких и красивых переживаний. А я хочу вернуться к вопросу, поставленному в начале статьи. От чего зависит, станет нарушение табу священнодействием или действием, несущим проклятие для совершившего этот акт? Ответ, который я открыла для себя - от осознанности и глубинной мотивации. Именно этому учат меня Лилит и Азазель - умению различать с какого уровня моего существа звучит запрос на нарушение того или иного запрета. Эго, желающее самоутвердиться и расширить свои границы, или душа, жаждущая получить новый опыт, напитаться новыми чувствами и ощущениями? Едины ли они в этом запросе? Обогатит ли мою душу этот опыт, и способна ли я справиться с его последствиями, не впадая в самобичевание? Способность человека поставить перед собой эти вопросы, ответить на них и соответствующе действовать выводит его за рамки конвенциональной морали, общепринятых «что такое хорошо и что такое плохо», помогает сформировать свою внутреннюю, автономную систему принципов, выводя его на новый уровень бытия. Туда, где рождаются не рабы, а герои, способные на дерзновение. Туда, где возможно пребывать в потоке чистого творчества и спонтанности, создавая новые сюжеты собственной жизни.