Зима как никакое другое время способствует погружению человека в глубину своего существа. Это время обучения у темных богов. Время исследовать свою тень, смотреть ей в глаза, принимать непризнанные, отвергнутые части своей души. Время отпускать отжившее, очищать свое внутреннее пространство.
В моем пространстве уже давно время от времени проявляется образ русалочки, потерявшей голос. Но я никогда не уделяла особого внимания этому образу, никогда не задумывалась по настоящему, что скрывается за ним. И вот на этой неделе я отчетливо услышала оглушающий, сводящий с ума крик сирены внутри меня. Что - то или кто - то внутри меня яростно заявляет о своем праве на волю. И вот - чудеса синхронии - мне встретился интересный архетипический текст, который публикую ниже...
МАРГАРЕТ СТАРБЕРД «РУСАЛОЧКА И АРХЕТИП ПОТЕРЯННОЙ НЕВЕСТЫ» (ПЕРЕВОД АЛЕКСИСА МЕДВЕДЕВА)
Диснеевский мультфильм «Русалочка» представляет собой нечто большее, чем просто сказочка для маленьких девочек. Это мощная метафора состояния Священной Женственности за последние несколько тысяч лет на Западе. Со времён Марии Магдалины, «Потерянной Невесты» христианской истории, как носительницы архетипа Священной Женственности (а фактически комбинации архетипов Афродиты, Афины и Деметры, не говоря уже о схожести с Изидой, Инанной и Астартой, и даже Святой Софией), эта тема особенно соотносится с ней. Она была Госпожой Эпохи Рыб, в то время как Христос был её Господином, и вместе они образовывали священную мандалу «иерогамуса» Эпохи Рыб.
Так что же случилось с этой «Богиней» древнего мира, той, кого называли «Царицей Небес и Земли»? Её значимость систематически приуменьшалась и принижалась, уводилась в глубины нашего бессознательного (как уходила на глубину морей и русалочка Ариэль, «седьмая из семи сестёр»), она находилась под неусыпным надзором и контролем со стороны «доброжелательного» патриархата (отец Ариэль, Царь Тритон из мультфильма). У Ариэль тёмное, смуглое лицо, как и у Невесты из Песни Песней (1:5), и таким её лицо стало от работы на виноградниках её братьев. У Ариэль длинные волнистые рыжие волосы, что обычно также является атрибутом Марии Магдалины.
Так о чём же мечтает и чего желает Ариэль, маленькая русалочка? Она хочет выйти на сушу, гулять по зелёной траве под лучами солнца. Интересно отметить, что в диснеевском фильме не только Ариэль хочет быть спасённой, но даже скорее «прекрасный Принц», находящийся в серьёзной проблеме, потерпевший кораблекрушение и умирающий (состояние патриархата на заре Эпохи Водолея?) нуждается в этом. Никто иной, как именно Ариэль становится его спасительницей.
В своей пещере в глубинах океана Ариэль собирает артефакты с утонувших испанских галеонов. Русалочка изучает предметы обихода людей, размышляя, для чего они предназначены, и каково это - быть человеком. Среди её сокровищ есть картина Жоржа де Латура под названием «Магдалина в пламени свечи». Мария смотрит на стоящую рядом с ней на столе горящую свечу. В фильме Ариэль пытается вытащить огонь из картины.
Из всех возможных картин, доступных во всех галереях мира, неимоверно значимо то, что режиссёр этого мультфильма выбрал поместить именно образ Марии Магдалины на глубине моря, ведь именно она символизирует потерянную Невесту Христа и архетип Священной Женственности в христианской мифологии. Она также олицетворяет собой Церковь как Невесту, и признавалась как образец «экклезии» ранними отцами-основателями Христианства, как «возлюбленное сообщество» спасённых Христом. В связи с этим, кажется удивительным совпадение, что маленькая русалочка носит имя Ариэль, что есть синоним Иерусалима, осаждённого Святого Града (Исайи 29:1-8). Было использование создателями фильма этих символов преднамеренным, либо же они возникли спонтанно из глубин их бессознательного как интуитивная догадка, чтоб смысловое соответствие было настолько очевидным?
Так в каком состоянии находится сама молодая Ариэль? Она также «осаждена»: её дразнят и упрекают из-за желания русалочки быть человеком. Её добрый отец и само море скрывают от неё возлюбленного, чтобы предотвратить их встречу. Её голос похищен, и она не способна сказать свою правду. Подобным образом голос Марии Магдалины был также «похищен», когда её обозвали проституткой (без какого-либо подтверждения из Писания). Её история была осквернена, её робы и мантия славы, как у Невесты из Гимна, были содраны с неё «защитниками стен» (5:7).
В фильме русалочка не случайно носит с собой книгу и зеркальце. Это распространенные образы в средневековом искусстве. Зеркало - это не только символ женского тщеславия, но также оно символизирует роль материального мира (материя, мать), проявления Божественного «во плоти», также как и луна отражает свет солнца. Софию также называют «непорочным зеркалом» Божественной энергии. Книга же символизирует все природные и духовные законы - науку и откровение, а также Мудрость поиска познания воли Бога. В средневековые времена пословица «у всего есть свой смысл» относилась к каждой иконе и картине. Мне бы хотелось спросить режиссёра этого мультфильма, использовались ли эти символические образы целенаправленно или же по удивительной случайности?
Кроме того интересно, что род Меровингов также называли «виноградной лозой Марии» в еретическом воззрении на Святой Грааль, и говорилось, что их прародительницей была русалка, дочь короля «Мерови», который был наполовину мужчиной, наполовину рыбой. Образы русалок появляются в средневековых филигранях, соответствующих еретической родословной, и некоторые также представлены в геральдике рода Меровингов, где русалки изображаются с двойными хвостами. Так что связь между Марией Магдалиной и русалкой, «Морской Царевной», очень древняя.
Какого же главное желание «девальвированного» архетипа Женственности, отражённого в русалочке Ариэль? Конечно же, воссоединиться с «Божественной Мужественностью» в священном браке, и это не сублимированное её желание спасителя и наставника, а именно обретение равного возлюбленного партнёра, кого женщины уже едва в состоянии вообразить себе после веков пребывания «маленькими сестрёнками», одним из острых эпитетов Невесты в Песне Песней (8:8).
Карл Юнг говорит о том состоянии патриархата в конце Эпохи, когда его энергия была потрачена и больше нет способности удерживать «истеблишмент», строившийся тысячелетия. Маскулинность страдает от выгорания. Юнг называет это «энантиодромией». В какой-то момент Женское начало вновь появляется, оно возвращается, чтобы предоставить свою силу в объединении с Мужским началом, где вместе они дадут новый культурный рывок для Новой Эры. Настало время «Священной Женственности» вновь занять свою роль в завершающей сцене Эпохи Рыб, так как без неё «Принц» не может быть целостным!
Этот зов мы встречаем и вокруг нас, например, на образе русалочки с логотипа фирмы «Старбакс», где хвосты её обрисовывают буквы «ММ» имени Мария Магдалина. Это тот самый крик сирены, взывающий к нам из нашего бессознательного, в надежде, что мы услышим его. Она намерена отыскать дорогу в нашу сознательную жизнь, куда она придёт, чтоб воссоединиться с своим Возлюбленным!
© Маргарет Старберд, 1999.
Перевод Алексиса Медведева, 2012.
Маргарет Старберд является автором книг «Миф о Марии Магдалине», «Богиня в Евангелиях: Возвращение Священной Женственности».