"Нет здоровых - есть необследованные" (с). О популярной психологии, культуре и воспитании.

Jan 20, 2012 19:51

Последнее время почитываю разных популярных в блогосфере психологов. Иногда выхожу на оригинальных авторов, если статья переводная, ну и так далее, с миру по нитке, забиваю отсеки мозга разной, зачастую противоречивой информацией, оставляя данные категоризироваться и самоперерабатываться. В результате получается такая пенящаяся биомасса, прямо как в кино. Случается, вылезает наружу, так, неожиданно.

Это я к чему все. Плотность доступной информации высока - это факт. Умеющие читать и нажимать на кнопки, при наличии девайса и доступа к интернету ищут и обрящивают, причем за рекордно короткое время - факт. Фильтруется информация в соответствии с умственными способностями, мироощущением, комплексами ну и так далее - тоже факт.

Например, моя мама свято убеждена, что во времена моего детства преступности не было практически совсем, а сейчас за каждым вторым углом прячется по кровожадному педофилу. Убедить ее в том, что педофилы были всегда, даже когда интернета не было - невозможно. Я пробовала. И тем не менее, я немного не об этом хотела.

Меня интересует вот что. В популярном изложении (то есть не в научных статьях, а для простых смертных) чаще всего говорится, что гораздо полезнее адекватно выражать негативные эмоции, нежели их бояться и зарывать поглубже - это, бесспорно, факт. Я согласна.

А вот дальше, в контексте воспитания этого навыка у детей, начинается забавное. Особенно в тупик меня ввели советы не говорить ребенку: "Не хорошо говорить такие вещи про своих друзей/братьев". Или, к примеру, предложить ребенку побить подушку, которая олицетворяет человека (который ребенка разозлил, полагаю). То есть, конечно, можно наговорить гадостей своим близким, и это, безусловно, поможет ребенку выпустить пар. И лучше побить подушку, чем человека. Ну и чему это научит человека? Что с чувствами окружающих считаться необязательно? А проекция обидчика на подушку, надолго она останется на подушке? В наше время, упор идет на "Я". Продвинутые современные семья и школа предлагают человеку задумываться о том, как ОН себя чувствует, что ОН думает, чего ОН хочет. Опять же, вполне справедливо и полезно. Но, эээ.. не чересчур ли?

У меня возникает ощущение, что концепция "Я" затмила понятия о взаимодействии в обществе вообще. Человек, имеющий малейшие ориентиры на мнение, а, значит, законы общества, в котором он живет - обладает нечеткими личностными границами, потому что здорового "Я" мнение окружающих не должно волновать вообще. А значит - "МНЕ" можно все, покуда мне хорошо. Если мне дискомфортно, то моему "Я" это не полезно, потому что Я должен жить как ХОЧУ. Иначе получается какая-то психологическая травма. Только с каких это пор жизнь устроена так, как хочет "Я"?

Размышляю вот. Потому что мне, прямо как педофилы моей маме, из-за каждого второго угла маячит травма, нанесенная моим детям неправильным воспитанием. Смайлик.

словофлудие, мамское

Previous post Next post
Up