Так уж совпало, что мне под руку недавно попала книжка Awakenings by Oliver Sacks ("Пробуждения" Оливера Сакса). В целом мне книжка не очень понравилась (в отличие от других книг Сакса), но сама история очень впечатляет.
В 1917-18 году в Европе, а потом и по всему миру, появилась новая необычная болезнь, ее называли "сонной болезнью" или "летаргическим энцефалитом", но она не имела ничего общего с гораздо более известной сейчас "сонной болезнью" вызываемой трипаносомами. Причины болезни так и не были выяснены до конца, но подозревалось что она имела инфекционную природу. Вроде бы ее даже удалось воспроизвести в обезьянах введя им экстракты из мозга умерших людей с этой болезнью, но этим экспериментам трудно доверять. Поскольку появление этой болезни во многом совпало с испанкой, были предположения и о том, что это последствия гриппа. 100 лет назад инструментарий для выяснения подобных вещей был еще очень ограничен.
Сразу на всякий случай подчеркну - нет никаких оснований предполагать, что коронавирус вызывает что-либо подобное.
Итак, болезнь. В ее остром проявлении, люди обычно имели все признаки острой вирусной инфекции и при этом впадали в ступор, или продолжительный сон, или кататонию. В некоторых случаях этот ступор наоборот вел к тому, что люди не могли заснуть, даже под действием снотворного. Примерно треть людей с симптомами умирали.
Вспышка болезни наблюдалась примерно 10 лет, последние случаи были задокументированы в 1927 году. Оценивается что за это время примерно 5 миллионов людей переболели этой "сонной болезнью".
Выздоровевшие люди как правило не имели никаких проблем со здоровьем, хотя у некоторых почти сразу наблюдались необычные неврологические последствия сходные с болезнью Паркинсона - неконтролируемя тряска рук, нарушения в ходьбе, речи, ригидность. Но гораздо интереснее то, что у многих людей сначала подобных симптомов не было, но они появлялись годы, а иногда и десятилетия спустя после острой болезни. Как правило они начинались в мягкой форме, но потом прогрессировали. Проявления болезни на этой стадии были очень разнообразными, но в целом попадали в эти две большие категории - потеря каких-либо функций (способности двигаться, говорить, кататонический сон или ступор) и приобретение неконтролируемых проявлений (тремор, закатывание глаз, зевание, выкрики, зацикленность речи или мышления). Одна из пациенток так описывала свое состояние "я не могу ничего начать, но начав - не могу остановиться". Лечению это состояние не поддавалось и больных просто отдавали в специальные приюты (больницами их рука не поднимается назвать) где за ними просто ухаживали, пока они не умирали. Довольно ужасное состояние, учитывая что многие из этих людей сохраняли умственные способности и хотя-бы примерно понимали что с ними происходит и какую жизнь они ведут.
Где-то в конце 60-х (т.е. лет через 30-40 после того как у большинства пациентов проявились симптомы) этих людей (небольшую группу доживших) обнаружил молодой тогда еще Оливер Сакс. После некоторого колебания он решил дать им L-DOPA, лекарство которое тогда начали использовать для лечения больных с синдромом Паркинсона. И оно сработало - люди десятилетиями сидевшие в креслах или лежавшие в кроватях вдруг начинали нормально ходить, двигаться, говорить.
Вот на этом видео вначале (на 30 секунде) показывают больных до L-DOPA, а потом (на 2 минуте) после использования этого препарата:
Click to view
К сожалению, эффект был недолговечным. Через некоторое время пациенты впадали в другую крайность - они становились супер-возбужденными, маниакальными, и не могли контролировать свое очень активное и дисингибированное поведение. При снижении дозы L-DOPA они опять впадали в летаргию. Иногда два этих состояния чередовались туда-обратно каждые несколько часов. У некоторых пациентов такие эффекты появлялись буквально через несколько дней, у других - через несколько месяцев, но они в итоге они появились практически у всех.
Столкнувшись с такими проблемами, Сакс был вынужден прекратить L-DOPA для большинства пациентов, а некоторые пациенты сами решили бросить лекарство. Всего 2-3 человека (из почти сотни) смогли продолжить принимать лекарство в течение долгого срока. Все остальные вернулись в свое прежнее состояние, многие даже с ухудшившимися симптомами. Некоторые очень быстро умерли, по впечатлению Сакса - от потери желания жить. Если их жизнь до L-DOPA была ужасной, то вот это вынужденное или самостоятельно принятое решение вернуться к нему обратно после короткого "пробуждения" - это просто какие то "Цветы для Элджернона".
Меня особенно впечатлила одна история.
Мальчик переболел в три года и вышел из болезни с неподвижным (не передающим эмоции) лицом, и заторможенной речью и движениями. К 10 годам он почти совсем потерял возможность двигаться и говорить, но по-видимому сохранил большую часть умственных способностей. В 17 лет его отдали в приют для таких пациентов, где он провел следующие 30 лет. В основном он сидел неподвижно в кровати или кресле, по-вечерам его состояние обычно улучшалось и он мог немного шевелить руками и произносить короткие фразы. В такие минуты он часто кричал "Чертова жизнь! Лучше бы я умер!"
Через 10 дней на L-DOPA он начал говорить и немного ходить. Еще через 3 дня он почувствовал себя выздоровевшим (хотя симптомы полностью не прошли), просил выписать его из больницы, требовал секса как компенсации за потерянные годы жизни. Следующие несколько дней его энергия и возбуждение увеличились, он не мог сфокусироваться на одном предмете или мысли, сексуальные желания стали некотролируемыми - он стал бросаться на всех проходящих мимо медсестер, он также стал бесконтрольно есть или просто жевать что попадется под руку. Попытки снизить дозу вели к возвращению летаргии. Через два месяца после начала лечения он был либо в исходном состоянии, либо в гипер-возбужденном, середину получить обычно не удавалось.
Следующие 3 года он провел в таком вот состоянии - болтаясь туда-сюда между двумя мирами, лишь иногда (раз в месяц) достигая баланса. За это время он научился немного читать, начал плавать, и его семья начала иногда брать его из приюта к себе домой. Но он продолжал мучиться своим состоянием и регулярно жаловался: "Что за жизнь? Почему я не умер ребенком? Какой смысл, какая польза от такой жизни?" Через год он умер, причина смерти не была ясна, Сакс считал что от безысходности своего состояния.
По мотивам истории с этими пациентами оказывается было снято кино, так и называющееся "Awakenings" с Робином Уильямсом в роли Оливера Сакса и Робертом Де Ниро в роли одного из пациентов.