В 2009 году мы проводили нашу ежегодную конференцию по ВИЧ вакцинам в Париже. Самой главной новостью в тот год было испытание вакцины в Тайланде, в котором впервые удалось получить хоть какую-то защиту от ВИЧ инфекции. Только о нем все в коридорах и говорили. Поэтому когда я встретил между сессиями Луиса Пикера, я конечно же спросил его, что он обо всем этом думает, на что он мне с некоторой досадой заявил: "Я завтра покажу результаты, которые и важнее и интереснее." С досадой, потому что он понимал, что хотя в любой другой год его результаты вызвали бы сенсацию, но данные из обезьян с данными из клинических испытаний конкурировать не могут, как бы круты они не были.
Луис Пикер (Louis Picker)
Oregon Health and Science University
Над своей вакциной Луис начал работать задолго до 2009 года и к его подходу большинство людей относилось как к полному безумию. В основе подхода - цитомегаловирус CMV (cytomegalovirus), также известный как HHV-5 (human herpesvirus 5). Как и многие другие герпес-вирусы, он вызывает практически неизлечимую латентную инфекцию. Вирус очень распространен даже в развитых странах - в США к 40 годам им заражено больше половины, а в развивающихся 100% не редкость. Здоровые люди от него как правило не страдают, но если у человека иммунодефицит, то вирус может выйти из под контроля и вызвать серьезную болезнь. Также, инфекция беременной матери может привести к инфекции плода, а та в редких случаях ведет к глухоте или слепоте новорожденного ребенка. Луис решил для своей вакцины использовать хоть и ослабленный, но живой вариант этого вируса. Народ качал головой и говорил: "CMV в популяции с риском ВИЧ? Вакцинировать таким вирусом молодых женщин, которые занимаются незащищенным сексом и могут забеременеть? Никогда такое не пройдет."
Устройство вируса CMV: ДНК геном в капсиде, вокруг тегумент, потом липидная оболочка, в которую встроены белки оболочки
Инфекция цитомегаловирусом. Вирус ведет к тому, что ядра зараженных клеток становятся необычно большими.
Идея Луиса основывалась на том, что в латентном виде этот вирус прячется в слизистых, т.е. именно там, где мы ожидаем попадания ВИЧ при инфекции. И он контролируется разновидностью Т-лимфоцитов, которые постоянно находятся в состоянии полной боевой готовности (effector memory CD8 cells). Он предполагал, что именно такие клетки нужны для контроля ВИЧ. Он сделал ослабленный CMV, который нес в себе часть генома ВИЧ, а потому иммунный ответ против этого вируса должен был вызывать и ВИЧ-специфичные Т клетки. ВИЧ попадает в слизистые, начинает размножаться, но Т клетки его тут же подавляют.
Тестировать эту идею он взялся на макаках, заражаемых обезьянним аналогом ВИЧ - ВИО. А вакцина, соответственно, основывалась на обезьяннем варианте цитомегаловируса.
Он вакцинировал макак, потом заразил их ректально ВИО и получил следующий результат.
Количество вируса в крови зараженных макак (каждая линия - отдельная макака). На панели D (справа) - контрольные животные. Красным цветом показана необычная макака (1 из 28), в которой вирус какое-то время контролировался иммунной системой, но потом "вырвался на свободу". На панели А (слева) - вакцинированные макаки. В половине из них (показаны красным цветом) вирус контролировался какое-то время после инфекции. Лишь в одной он потом вышел из под контроля.
Примерно в половине животных инфекция развивалась неотличимо от невакцинированных макак - пик вируса вскоре после инфекции, потом небольшое снижение количества вируса в крови, и довольно быстрое наступление СПИДа. Но вот в другой половине все выглядело совершенно иначе. Пик вируса был очень временный и несколько ниже чем в контролях, после чего вирус был подавлен и исчез ниже уровня чувствительности стандартных тестов. И, в большинстве случаев, уже больше никогда не появлялся. Чувствительные методы детекции позволяли найти вирус в этих животных, что говорило о том, что они действительно были инфицированы, и что вирус действительно подавляется иммунной системой. Дополнительным тому свидетельством было то, что если у этих макак бралась кровь и вводилась невакцинированным макакам, то у последних появлялся вирус и развивался СПИД.
Этот результат был сам по себе впечатляющим (и он был неоднократно повторен), но что особенно удивительно - спустя 2-3 года после инфекции, вирус из макак исчезал полностью, так что никакие методы уже не позволяли его обнаружить. Если контроль вируса иммунной системой - явление хоть и редкое, но известное, то вот полное избавление от вируса после уже установившейся инфекции - это вообще беспрецедентный случай и такого больше ни на тот момент, ни с тех пор, больше никто не находил и добиться не мог.
Продолжение следует...