И снова о шпане

Mar 08, 2015 09:30

Я вчера ходил судить соревнование школьных научных проектов в соседнюю школу. Пять лет назад я писал об этом соревновании в посте " Та молодая шпана" и пост тот вызвал довольно бурную для моего ЖЖ тех времен реакцию (у меня тогда френд-офф было наверно человек 200). Советую прочитать для понимания контекста, тем более что он остался вполне актуальным.

Я опять поразился качеству проектов, которые прогрессируют вместе с самым передним краем науки (был, например, проект с использованием CRISPER). Студенты, как водится, самые разные - от "выдрессированных собачек" до вполне самостоятельных ученых (не побоюсь такого громкого слова). Особенно запомнились два мальчика.

Первый с горящими глазами рассказывал про то, как он пытался выяснить, какой из 9 генов в одном опероне критически важен для туберкулезной палочки. "Я, говорит, решил разрушить восьмой ген и для этого.." Я ему: "Погоди, а почему именно восьмой?". А он: "Ну я начал по порядку и уже разрушал первые семь и не получил никакого эффекта." Молодец мальчик, упорный :) На восьмом ему повезло. Хотя что такое "незаменимая аминокислота", ради которой бактерия и держит этот оперон, понимал плохо.

Второй мальчик был серьезный и сосредоточенный, рассказывал все медленно и обстоятельно. С первого взгляда мне его работа не понравилась - кое-какие контроли отсутствуют, некоторые графики сделаны по одному-двум измерениям, местами не логично развита идея. Но после расспросов обнаружилось, что проект он придумал и сделал полностью сам. В лаборатории его обучили основным методам, дали кое-какие реактивы и пустили в свободное плавание, разрешив заниматься тем, чем он хочет. Собственно все косяки объяснялись тем, что он сам все придумывал и сам делал каждый эксперимент и, как он честно признался, некоторые эксперименты он запорол, либо загрязнив культуры или запоров выделение образцов. А делал он вот что: Он решил посмотреть, как кишечный паразит Giardia распознается макрофагами. Добавлял убитых паразитов к макрофаговой клеточной линии и смотрел, какие сигнальные молекулы те начинают выпускать в ответ. Нашел два таких сигнала и попытался разобраться, что именно распознают макрофаги, для этого он пошагово убирал разные типы молекул (РНК, ДНК, липиды, белки). В итоге наткнулся на совершенно неожиданный результат - если обработать убитую Giardia протеазой, то вместо ожидаемого уменьшения активации, макрофаги наоборот активируются с безумной силой (если изначальный эффект был раза в полтора, то тут получалось 25). Дальше раскопать он не успел, а осенью уже идет в колледж. Хочет потом быть ученым.

Я ему выдал все лучшие оценки, хотя шансов на то, что он победит в следующем уровне соревнований практически нет. Там обычно побеждают красивые законченные проекты, пусть даже и сделанные с помощью менторов. Но такой вот опыт куда полезнее для того, чтобы человеку понять, захочет ли он потом заниматься наукой.

интересное

Previous post Next post
Up