ВИЧ/СПИД: 30 лет за 30 недель - 1996

Aug 18, 2011 09:20

Я не был на конференции IAS в Ванкувере в 1996 году, но говорят, что представленные на ней результаты высокоактивной терапии, основанной на приеме трех разных антивирусных препаратов, народ встретил стоя овацией (я такого никогда на научной конференции не видел). Результаты показывали полное подавление вируса, восстановление количества CD4 клеток, резкое снижение оппортунистических инфекций и смертей даже среди пациентов на последней стадии СПИДа.


Для нашей иcторической серии, однако, мы выбрали статью из совершенно иной области, почти не относящуюся к лечению или предотвращению ВИЧ, - генной терапии. Генная терапия, как об этом можно догадаться из самого названия, основана на том, что в клетки пациента вводят какой-то ген, который помогает ему справиться с болезнью. Например, мышечная дистрофия вызвана дефектом в гене дистрофин. Если в мышцы встроить нормальную копию этого гена, то они начинают расти нормально. Однако если просто синтезировать ген в виде молекулы ДНК и вколоть его в мышечную ткань, то эффективность его встраивания в мышечные клетки будет очень низкой. Поэтому для доставки генов используют вектора - вирусные частицы, которым вместо их собственного генетического материала подсовывают нужный ген.

Одна из проблем генной терапии заключается в том, что большая часть клеток в нашем организме довольно редко делятся, а это значит, что их генетический материал спрятан за ядерной оболочкой и недоступен для большинства векторов. Дидье Троно в 1996 году работал с ВИЧ и знал, что ВИЧ и родственные ему лентивирусы могут заражать неделящиеся клетки. Поэтому он решил попробовать использовать их в качестве векторов. Его лаборатория показала, что это отлично работает не только в клеточных культурах, но и в крысах, где им удалось ввести ген в нейроны головного мозга.

Сейчас лентивирусные вектора - одни из самых многообещающих для генной терапии. И даже уже были успехи в клинике - два года назад двух пациентов со смертельной болезнью мозга вылечили, взяв у них стволовые клетки крови, введя в них лентивирусным вектором ген ALD и пересадив их обратно пациентам. Сейчас проходит целый ряд клинических испытаний с использованием лентивирусных векторов.

Однако эта работа повлияла не только на генную терапию. В самых разных областях биологии рутинные эксперименты часто основаны на введении нужного гена в клетки. Лентивирусные вектора оказались чрезвычайно удобными для этих целей - в них очень просто встраивать нужный ген, их легко и быстро можно наработать в больших количествах, и после небольшой модификации они могут заражать самые разные виды клеток. Поэтому сейчас их можно найти в тысячах лабораторий по всему миру.

hiv, 30 лет ВИЧ, история науки

Previous post Next post
Up