Мой реферат по философии буддизма

Feb 18, 2009 22:24

Я дал двум людям в блоге обещание написать что-нибудь о буддизме.

Это слишком сложно для такого глупого и несерьезного человека, как я.
Это слишком большая тема.

Но я неосторожно обещал, поэтому мне приходится опубликовать свой реферат по философии буддизма.
Я ненавижу его, потому что он глупый и у меня была всего неделя для его написания.

Я очень боюсь, что заимствуя сложные слова из российских учебников по религиоведению, которые я не мог перевести с китанамари, я мог где-то ошибиться и ошибить вас.

Пожалуйста, не читайте, а если решите прочесть - будьте снисходительны к моей необразованности и ужасному языку!

Шуйичи Сугомору-оо

Реферат по философии религии
Буддизм - религия тысячи школ

Наряду с христианством и исламом, буддизм называют одной из мировых религий.
Ареал ее распространения действительно велик и включает в себя практически всю Восточную Азию.
Буддистами являются примерно 350 миллионов человек.

Удивительно, но почти все из написанного мной выше - можно усомнить и опровергнуть.
Во-первых, ряд исследователей не причисляют буддизм к религиям. В буддизме нет бога или богов, он не отвечает на вопрос о появлении Вселенной и жизни в ней.
Во-вторых, в Азии совсем немного стран, в которых буддизм исповедует большинство населения. Где-то (как в Индии, Тибете и Японии) он причудливо переплетается с местными верованиями и религиями. Где-то (как в Китае и Мьянме) он находится под постоянным давлением со стороны государства.
В-третьих, из-за уже упоминавшегося синтеза религий установить точную численность буддистов непросто. В Японии буддистами себя считают примерно 50 миллионов человек, синтоистами - 90 миллионов. При этом в Японии есть и верующие других конфессий, а общая численность населения - около 130 миллионов человек.

Буддизм называют религией тысячи школ, которые спорят друг с другом, выдвигая порой прямо противоположные постулаты.

И все же я постараюсь сформулировать основные ценности буддизма, рассказать о развитии его взгляда на мир и основных течениях.

Основатель религии.

Сын князя из племени шакья Сиддхарта Гаутама родился, если верить легендам, в 6 веке до нашей эры в Индии.
Вся его жизнь окутана сказаниями, начиная от непорочного зачатия благодаря белому слону, вошедшему в бок его матери.
В дальнейшем, по тем же сказаниям, юный Гаутама и внешностью и способностями отличался от сверстников.
Его отец князь пытался окружить своего сына роскошью и весельем. Принц женился, у него появился сын. Слуги постоянно держали раскрытый зонт над его головой, молодой Гаутама никогда не покидал дворца.
Однажды он все же тайком покинул его и сразу за воротами увидел сначала изможденного больного, потом дряхлого старика, потом похоронную процессию и (последнее признано не всеми школами буддизма) погруженного в свои мысли аскета.
Принц Гаутама узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, страдания, смерть.

Это изменило всю его жизнь.
Он покинул дворец навсегда, обрил голову и надел простую одежду.
Он странствовал семь лет и терпел всевозможные лишения, надеясь познать истинный смысл жизни, в которой все отнюдь не так радужно, как ему рисовалось в отцовском дворце.

И вот однажды, сидя под деревом Бодхи, он внезапно достиг просветления.

Основы учения.

Ему открылись четыре истины, которые он позже и возгласил миру:
«А вот, ученики, благая истина о том, что существует страдание.
Рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с тем, что неприятно - страдание, разъединение с тем, что приятно - страдание, когда нет возможности достичь желаемого - это тоже страдание.
А вот, ученики, благая истина о том, что страдание имеет свою причину.
Это жажда, ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом.
Жажда бывает трех видов: жажда чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.
А вот, ученики, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них, освобождение от них, отвращение от них.
А вот, ученики, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению страдания».

Принц Гаутама, носящий теперь имя Будда - Просветленный, предложил своим первым пяти ученикам, а затем и всему человечеству следующий путь:
«Этот благородный восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение».

Встав на этот путь, можно прийти к высшей цели человека - выходу из круга перерождений (сансары), а значит и прекращению страданий и достижению состояния освобождения.
Оно и называется - нирвана.

Таким образом, Будда не просто говорит о возможности освобождения, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды или каких-либо высших существ, способен сам стать Просветленным Буддой - по сути достигнув нового качества бытия.

Это кардинально отличается от практически всех других крупнейших религий, которые не признают, что человек может своими усилиями превратить себя в высшее существо.

Четыре истины очень предметны и напоминают принципы лечения: симптомы, диагноз, определение возможности выздоровления и рецепт.
Не случайно буддийские тексты также сравнивают Будду с врачом, который не пускается в общие рассуждения, а оказывает больному конкретную помощь.
Сам Будда сравнивал любителей отвлеченных разговоров о сложных материях с глупцом, в которого попала стрела, а он рассматривает ее оперение и рассуждает о ее внешнем виде и методах ее изготовления.
Он даже перечислил ряд вопросов, ответы на которых бесполезны: вечен ли мир; конечен ли мир; сознание и тело - одно и то же или нет; бессмертен ли познавший истину;

Другими важными положениями учения Будды являются три характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха), изменчивость (анитья), отсутствие неизменной души (анатман); а также учение о взаимозависимом возникновении всех вещей.

Важнейшим для буддистов понятием является дхарма. Оно олицетворяет закон Будды, истину, которую он открыл людям.
Оно также означает моральную добродетель и качества Будды, которые следует развивать в себе.

Также дхармы - это еще и конечные элементы, на которые разбивается поток существования.
Все живущее в мире состоит из дхарм - точнее, из живущих движущихся дхарм. Жизнь в строгом смысле слова - проявление безначального и практически вечного волнения дхарм.
Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы (а их в человеке согласно разным школам от 75 до 100 - это дхармы сознания, органов чувств, психики и эмоций и т.д.) - это и означает взять жизнь в свои руки.
А это - и есть состояние Будды. Это - и есть нирвана.

В своей первой проповеди Будда сравнил постижение Дхармы разными людьми с разнообразием лотосов в пруду.
Люди по-разному идут к пониманию истины: с разной скоростью и разными путями.
Поэтому Закон Дхармы не может иметь вид универсального свода текстов. Он должен быть для каждого своим, выражаться научным языком или простонародным, стихами или прозой, через картину, музыку или мандалу (т.е. священную диаграмму).

Мир сансары в буддизме - это непрерывный поток рождений, смертей и новых рождений. Возникновения, разрушения и нового возникновения.
Количество миров в буддизме практически бесконечно: «как песчинок в Ганге».
При этом буддизм отрицает реальность окружающего нас мира. В этом отрицании и заключается квинтэссенция буддизма как доктрины: этот мир - источник страданий; спасение от них в уходе в высшую реальность, в мир абсолютного постоянства, в нирвану.

Но как в нее уйти?
Как выйти из круговорота жизни?
Как успокоить свои дхармы - эмоции, желания, страсти?
Как достичь незамутненного сознания?

Круговорот жизни, согласно III проповеди Будды, начинается с авидьи - незнания, затемняющего разум.
Она влечет за собой неверные поступки, они порождают неправильные стереотипы, стереотипы формируют сознание.
Сознание порождает формы и категории-наименования, которые становятся объектами восприятия для органов чувств.
Раздражая эти органы, они и вызывают чувства, желания и страсти.
Те порождают жажду вечной жизни, приводящую к новым и новым перерождениям.

Успокоить дхармы, можно лишь победив авидью.
Но как?

Здесь мы обращаемся к буддийской концепции кармы.
Под кармой понимались не столько действия вообще, сколько осознанные поступки и намерения.
Буддизм основан на твердой этической основе, он делает четкий акцент на непричинении зла и непротивлении злу насилием.
Каждый должен не причинять вреда другим для улучшения кармы.

Еще одним важным помощником в преодолении авидьи и выходе из круга перерождений является медитация.
Ее сущность заключается в двух вещах.
Во-первых, это искусство самадхи, то есть развитие в себе спокойствия, собранности, способности к сосредоточению.
Во-вторых, практика випассаны - то есть готовности к интуитивному восприятию.

Медитация воспитывает искусство сосредоточиться на текущем моменте, не анализируя прошлое и не планируя будущее.
Медитация дает необходимую концентрацию сознания и помогает достичь внутреннего душевного покоя.
Огромную роль в медитации играет правильное ровное дыхание. Таким образом, вы не только осознаете сущность учения, но и прочувствуете его, воспримете его всем организмом, всеми дхармами.

Медитация ни в коем случае не тождественна молитве.
Это не обращение к воображаемому богу или божествам, а тренировка своего ума и сознания.

И вот теперь вопрос, который был мной поставлен еще в начале реферата: так религия ли буддизм?
Может быть, это философская школа?
Может быть, это типа йоги?

У буддистов нет единой церкви, нет священников, нет храмов, нет молитв.
Будда ни слова не говорил о бессмертных богах, которые стояли бы над мирозданием и были выключены из сансары.
Тем более для Будды и буддистов не существует единого бога и бессмертной души.
Самого Гаутаму отнюдь не почитают так, как Христа в христианстве или Аллаха в исламе.
С точки зрения буддистов, будд было много, буддой может стать каждый.
Во многих направлениях принц Гаутама - даже не самый почитаемый Будда. Есть, например, Будда будущего - Матрейя, которого ряд исследователей отождествляют с Митрой, божеством Средней и Западной Азии.
Есть Будда Амитаба - Будда райских полей в махаяне…

Почему же буддизм - религия?

Буддизм - религия потому, что содержит в себе веру в Просветление, которое можно условно считать аналогом спасения души в христианстве.
Однако спасает в буддизме не бог и не Будда, а человек сам себя в результате своих собственных духовных усилий, возможно (в направлении махаяна) обратившись за помощью к мудрым людям, уже продвинувшимся на этом пути - буддам и боддхисаттвам.

Развитие учения. Основные направления.

По преданию, после смерти Будды, скончавшегося в возрасте 80 лет, его последователи собрались, чтобы записать то, что они слышали от Учителя.

Ученик Будды Упали пересказал, что он слышал о правилах приема в буддийское сообщество - сангху и исключении из нее, нормах регулирующих образ жизни ее членов.
Так появился свод текстов «Виная питака» - «Корзина дисциплины».

Все, что говорил Будда о самом учении, пересказал его ближайший ученик Анада.
Эти тексты называются «Сутра питака» - «Корзина бесед».

Будда не оставил духовного наследника, считая, что общине достаточно следовать учению:
«Полагайтесь на смысл, а не на слова.
Полагайтесь на Изначальную Мудрость, а не на обычный ум.
Полагайтесь на Абсолютную Истину, а не относительную.
Полагайтесь на Учение, а не на личность».

Однако вскоре между членами сангхи возникли серьезные разногласия - и по поводу трактовки тех или иных правил и по серьезным философским вопросам.

Так буддизм начал понемногу становиться религией тысячи школ.

Обычно выделяют четыре главные школы буддизма, появившиеся еще в Индии: саутрантика, вайбхашика, читтаматра и мадхъямака.
Первые две принадлежали к направлению тхеравада, две последние - к направлению махаяна.

Основной вопрос, в подходе к которому различались школы - природа и реальность окружающего нам мира, а также человеческого «я».

Последователи Вайбхашики считали, что и внешние (материальные), и внутренние (духовные) объекты реальны.

Саутрантика считает, что оба мира, как материальный, так и духовный, реальны. Но внешние объекты отличаются от сознания. Образы в сознании - не более чем копии внешних объектов.

Слово «читтаматра» означает только ум.
Другое ее название - «виджнянавада», то есть «наука о сознании».
Адепты этой школы утверждают, что все явления внешнего мира лишены реальности, а возникают только в уме, который является единственной реальностью.
Все внешние объекты - это лишь ошибочные представления ума. Они подобны сну, когда мы принимаем иллюзии за действительность.

Высшей же философской школой считается мадхъямака или Школа срединности.
Ее основателем был знаменитый буддийский мудрец Нагарджуна.
Другое ее название - Учение о пустоте, поскольку абсолютно все явления считаются в ней лишенными реальности, пустотой.
Что есть пустота?
Возьмем цветок.
«Цветок» - это всего лишь ярлык, которым мы обозначаем этот объект.
Сам же он состоит из тычинок, пестика, лепестка - то есть не является цельным.
Цветок - это не цветок, а тычинки, лепестки и стебель.
В цветке нет цветка, нет той сущности, про которую можно сказать, что это и есть цветок.
Важно понимать, что в этой школе отрицается не вся реальность, а лишь истинность воспринимаемого нами мира явлений.

Теперь перейдем от обзора философских школ к основным религиозным направлениям в буддизме.

Тхеравада или южная буддийская традиция оформилась спустя два века после смерти Будды.
Из Индии буддизм Тхеравады распространился на Шри-Ланку, Таиланд, Лаос, Камбоджу, Мъянму.

Тхеравадины считают, что сохраняют учение Будды в неприкосновенности и этим отличаются от ачарьявады - буддизма, дополненного-искаженного последующими мудрецами.
Интересно, что в то же время именно тхеравадины приблизились к традиционным религиям, с одной стороны местных божеств к своему пантеону будд и бодхисаттв, а с другой почти обожествляя Будду Гаутаму.

В первые века новой эры появляется новое направление в буддизме - махаяна. Его главное отличие от тхеравады - идеал бодхисаттвы, буквально «пробужденного существа».
Такое понятие есть и в тхераваде, однако махаяна придает ему особое значение. Это любое существо, достигшее высшего духовного пробуждения, но не ушедшее в нирвану, а из милосердия остающееся в сансаре, чтобы помочь другим людям.
Таким образом меняется само отношение к Просветлению.
Если Будда Гаутама прежде выступал лишь как учитель, указавший путь, но неспособный повлиять на продвижение по нему учеников, то теперь большое значение приобретала идея взаимопомощи.
Зарождение этого сострадательного духовного просветленного помысла - бодхичитты - считается в махаяне необходимым шагом.

Членами духовной общины раньше могли быть только монахи.
Теперь подчеркивалось, что будд неисчислимое множество и стать буддой может каждый.
Для этого необходимо улучшать свою карму добрыми поступками.

Основа учения махаяны - сутры Праджняпарамиты.
Это слово можно перевести, как «запредельное интуитивное знание».
Возрастом они не уступают текстам тхеравады и поэтому сторонники махаяны считают, что они содержат подлинное учение Будды, открытое им немногим ученикам.

Сутр этих всего 17.
Они различаются по объему от 100 000 строк до сутры в одно слово.
Самые популярные - «Сутра сердца» и «Алмазная сутра» - сравнительно невелики.

Они не считаются чем-то принципиально новым, а всего лишь более глубоким уровнем постижения Учения Будды.
Центральным является понятие пустотности - все явления взаимозависимы и не имеют собственной сущности.
Поэтому все явления и ум человека - пусты.

Праджняпарамита очень подробно повествует о тысяче будд в нашем мире и вселенском Будде, который вмещает их всех и состоит из двух тел - Дхармакая (тело Истины или Абсолюта) и Рупакая (тело Формы), которую он являет из сочувствия к живым существам.

Позднее Рупакаю подразделили на Нирманакаю, физическую форму, в которой будду воспринимают все существа и Самбхогакаю, тело Полноты Насалаждения - нематериальная форма чистого света, открытая бодхисаттвам.
В Самбхогакае Будда пребывает в вечном блаженстве в особых мирах - «чистых землях» Будды Амитабхи, очень популярного в Японии и Китае.

Количество сутр махаяны - очень велико.
Последний их цикл - сугататарбха. Согласно ему мы уже будды, но не можем осознать это из-за собственного неведения и дурной кармы, которые подобны тучам, заслоняющим солнце.

Махаяна распространилась в Китае, Японии и Корее.

Одним из самых важных ее направлений стала дхъяна («созерцание»).
Переведенная на китайский язык как «чань», а на японский как «дзэн», она стала одним из самых значимых философских течений в буддизме, необыкновенно много дав мировой цивилизации и культуре Японии, Кореи и Китая.

Изначально дхъяна была чем-то вроде буддийской эзотерической секты.
Она призывала своих последователей чаще отрешаться от внешнего мира и погружаться в себя, концентрировать свои мысли на чем-то одном, сосредоточиваться и уходить в бескрайние глубины сущего и таинственного.
Ее целью было достижение транса в процессе медитации, потому что считалось, что именно в трансе человек может дойти до затаенных глубин и достичь Просветления, как это случилось с Буддой Гаутамой.

В Китае течение чань стало активно развиваться после переезда из Индии знаменитого мудреца Бодхидхармы.
Согласно легенде, именно Боддхидхарма сформулировал очень важную для чань-буддизма мысль: переход к Просветлению возможен без длительного изучения традиции и даже без старательного углубленного чтения сутр и других священных текстов.
Бодхидхарма был ниспровергателем привычных установок и автором принципиально новой концепции буддизма, как «безбрежной пустоты».

Впрочем, ранний этап истории чань-буддизма теряется в веках, тогда как ее достоверная история начинается с 7 века нашей эры, когда, после смерти пятого главы секты, она распалась на Северную и Южную ветви.
Звание шестого патриарха оспаривали Шэнь-сю, лидер северной ветви, исповедовавшей канонический буддизм, и Хуэй-нэн, глава южной ветви, полагавший, что человек может достичь Просветления в результате интуитивного толчка, озарения.
Победу одержала южная ветвь, а северное течение вскоре заглохло.

Хуэй-нэн, казалось бы, низвергал все буддийские ценности.
Он выступал за свойственное китайской ментальности сближение с жизнью.
Он требовал обратиться к жизни, научиться жить, причем жить именно сейчас, сегодня, пока ты жив, пока ты можешь взять от жизни то, что в ней есть.
Он призывал своих последователей не искать абстрактной нирваны, а понять, что Нирвана и Будда здесь с нами, достичь Просветления и Нирваны, оставаясь в этом мире.
Нужно просто понять, что Истина и Будда повсюду, уметь их найти, увидеть, узнать и понять. Необходимо ощутить Будду в пении птиц, шелесте листвы, горных вершинах, каменной стене, воде озера.
Необходимо ощутить Будду в красоте природы, в изяществе церемониалов и традиций, в медитации и физическом труде.
Тот, кто не видит Будду и Истину в этом, не найдет Просветления ни в каком раю.
Тот, кто увидит их здесь - сможет познать жизнь, радоваться ей, воспринимать ее во всей полноте, слиться с ней в единое Просветленное.
«Пустота - и есть Будда. Будда - и есть ты».

Суть чань передает знаменитая фраза: «Следует жить легко, подобно листку, падающему с дерева».
Так и чаньский «мастер жизни», принимая любые перипетии, остается подвижным, меняющимся, естественным и самим собой.

Чань-буддисты не рассматривали это учение как веру или путь жизни.
Они считают его самой жизнью, ее естественным течением и сравнивают людей с рыбами, которые плавают в море и оттого не могут понять, что же означает слово «море».

Познать истины чань-буддизма и научиться такому приятию жизни было непросто.
Большое значение уделялось непосредственному контакту между учителем и учеником.
Требовалось сосредоточение на методике непосредственного личного просветления.
Необходимо было отринуть книжные истины и дать простор интуиции и самовыражению.
Всевозможные догмы лишь препятствует этому. Известный мастер И-Сюань говорил: «Убивайте всех, кто стоит на пути! Встретите Будду - убейте Будду!». Имелась в виду борьба с внешними помехами на пути внутреннего сосредоточения.
«Нынешнее состояние человека ложно, истинно лишь возвращение к собственной природе».

Как постичь Истину?
Чань-буддисты дают на это очень простой ответ: она приходит, как интуитивный толчок, как простое и ясное понимание, которое, однако, не выразить словами.

Как достичь такого толчка?
Различные школы чань и дзэн использовали разные методы.

Боддхидхарма исповедовал «проникновение посредством действия».
Действие включало в себя четыре компонента: отсутствие ненависти и мирских стремлений, служение Дхарме, следование судьбе.
Известный исследователь чань-буддизма Судзуки Дайсэцу так комментирует эти компоненты: «Отсутствие умственных колебаний и треволнений. Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь».

Постижение пустоты очищает сознание, которое должно стать «отполированно-чистым», как зеркало или водная гладь в спокойную погоду.
Человек не должен баламутить воду в этом озере своими страстями.

Если из состояния полной успокоенности и полной осознанности взглянуть на мир - все станет понятно и истинно.

В чань-буддизме сложилось множество школ с различными методами.

Школа линьцзи выработала особые парадоксальные загадки - коаны: «Удар двумя руками хлопок, а как назвать хлопок одной рукой?»
«Что делать, если ты висишь над пропастью, уцепившись за куст, который понемногу вытягивается из земли? Кругом никого нет, кричать бесполезно?»
Эти загадки часто не имели одного определенного ответа.
В школе большое внимание уделялось обмену краткими репликами учителя и ученика: вэньда.

Школа цаодун считала, что нет смысла уходить от мира. Наоборот, необходимо познать его «во всех переливах красок».
Ученики школы становились учеными, писателями, мастерами боевых искусств.
В этой школе во время медитаций ученики сидят затылками друг к другу, чтобы медитировать на пустоту. В школе линьцзи медитации проводятся лицом к лицу.

Одна из самых глубоких и необычных школ - юньмэнь.
Все, что нас окружает - необходимо принимать целостно, «вбирать в себя Небо и Землю», «пресечь людские рассуждения» (то есть сосредоточиться на внутреннем осознании) и «следовать за морской зыбью», то есть не противиться естественным изменениям.

Школа фаянь рекомендовала ученикам «отказаться от знаний» и «безмятежно наблюдать за проявлениями мира». Основатель школы говорил: «Не знаю» - это ближе всего к истине!

В Японии эти идеи получили свое продолжение и выражены, в том числе, в сухих садах, икэбане, музыкальных и театральных произведениях, чайной церемонии и боевых искусствах.
Дзен стал одной из основ японской культуры, войдя даже в жизнь воинов-самураев.

Мало-помалу приятие иллюзорного мира стало переходить в восхищение им и искусство восприятия, любования, т.н. «очарование вещей» - аварэ-но моно.

Дзен оказывал воздействие даже на жесты и манеры. Идеалом считалась ваби цзумаи - «неприхотливая жизнь», простота и непритязательность поведения.
В искусстве появилось стремление к легкости и незавершенности.

Третье из основных направлений буддизма - ваджраяна или тантрический буддизм.
Он получил распространение в Тибете, Монголии и части России - Калмыкии, Тыве, Бурятии.

Данное направление буддизма менее философично, чем тхеравада и особенно махаяна, находится ближе к традиционной церкви в европейском понимании.
Ваджраяна уделяет особое внимание мистике и магии, высоко ставит священную диаграмму - Мандалу.

В представлениях этой ветви Мандала - это еще и тайная страна-рай в Гималаях, которая открывается лишь избранным.

Иногда ваджраяну называют ламаизмом, от тибетского слова «лама» - учитель.
Ламы - это духовенство, во главе которого стоят Панчен-лама и более известный Далай-Лама, которые постоянно перерождаются и играют для своих последователей роль, отчасти схожую с Папой Римским в христианстве.

учеба, буддизм

Previous post Next post
Up